С ЛЕГО легче всё уметь,
С ЛЕГО легче поумнеть.
Петрюк Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка»
Белгородской области
Немного истории. У ЛЕГО, как и у любой другой игрушки, есть своя история. Основателем этой игры является датский плотник Оле Кирк Кристенсен из деревни Биллу. Он помимо основной плотницкой работы, любил изготавливать деревянные игрушки, которые пользовались спросом у детей. Позднее он организовал фирму по производству деревянных игрушек, которая в последствии стала выпускать только конструкторы. Официально слово Лего было зарегистрировано в Дании 1 мая 1954 года и означало в переводе с латинского «я собирал», «я учился». Изначально в состав ЛЕГО входили только ЛЕГО-кирпичики, но в дальнейшем производство расширялось и добавлялись новые детали, появились тематические наборы «Города», «Зоопарк», «Дом» и др. С конца 80-х годов прошлого столетия ЛЕГО стало использоваться в учебных целях в специальной комплектации, а уже через 10 лет, с развитием интернета, ЛЕГО покорило и его просторы.
Со временем ЛЕГО постоянно совершенствовался и уже это были не просто деревянные кирпичики, подходящие для детей различного возраста, а специальные серии наборов для определённых возрастов. Например, для самых маленьких (от 6 мес. до 2-х лет) разработаны обучающие наборы «Прима», для детей от 2 до 5 лет – наборы «Дупло», для более старших детей – обучающие наборы «Фристайл». Кстати сказать, в ЛЕГО с удовольствием играют и взрослые.
Хочется отметить, что самые доступные и интересные наборы для детей дошкольного возраста – это ЛЕГО Дупло. Детей привлекает в них яркость, разнообразие деталей, возможность варьировать постройки, видоизменять, замещать детали. Создавая постройки, дети играя, обучаются, сами того не замечая:
- при выборе деталей ориентируются на их цвет, форму, размеры;
- при нахождении нужного кирпичика считают на нём кнопочки (кирпичики 2х2, 2х4, 2х6 и т.д.);
- развивается зрительное внимание, когда выполняют постройку по образцу, соотнося зрительно образец и создаваемую постройку;
- развивается фантазия, логика, когда предлагается самостоятельно выполнить постройку из предлагаемых деталей;
- при совместном строительстве, обыгрывании построек идёт развитие межличностных отношений, развивается диалогическая речь, активизируется словарь;
- используя набор «Зоопарк», дети систематизируют знания о диких животных, их внешнем образе, повадках;
- при использовании мелких деталей развивается мелкая моторика рук, конструктивные навыки;
- объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, выполненные поделки-украшения на новогоднюю ёлку или в виде подарка маме на 8 марта;
- созданные постройки из ЛЕГО успешно используются в театрализованной деятельности детей, в основном, в драматизации русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», тем самым идет развитие самостоятельной игровой деятельности.
Очень успешно используется ЛЕГО при обучении детей с патологией речи и умственно отсталых детей.
Как можно использовать детали ЛЕГО на занятиях? Помимо моделирующей творческо-продуктивной деятельности, элементы конструктора ЛЕГО можно и нужно включать не только в совместную с детьми игровую деятельность, но и в образовательный процесс:
- известную игру «Чудесный мешочек» можно использовать на занятиях по ФЭМП для закрепления формы квадрата и прямоугольника, используя кирпичики; элементы конструктора как счётный материал, для закрепления цифр, высоты, ширины;
- детали животных из набора «Зоопарк» для знакомства с дикими животными и использования в сюжетно-ролевой игре «Зоопарк». Проходя тему«Домашние животные», дети выполняют постройки: лошади и жеребёнка, козы с козлятами и др., строят для них жилища (Кубик ставлю на площадку. Вот другой…Живи, лошадка!). Создавая постройку, дети создают объёмное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа. О лошадке, которую он создал сам, ребёнок рассказывает охотнее, придумывает всевозможные истории, которые с ней могли бы произойти;
- набор с человечками хорошо подойдёт для изучения гласных и согласных при обучении грамоте: человечки в красной одежде – «гласные» звуки, человечки в синей одежде – «согласные» звуки. Вот такой пример. Педагог предлагает назвать человечка в красной одежде звуком А, а человечка в синей одежде звуком М. Звук А пришёл в гости к звуку М. Предложить ребёнку поставить их вместе и по очереди произнести первый и второй звуки, спросить, на каком месте стоит гласный, а на каком согласный звук. Ребёнку будет интересно общаться посредством человечков. В дальнейшем можно использовать кирпичики 2х2 при слогообразовании и составлении слогов в слово:
- дидактическая игра «Запомни и повтори». Воспитатель создаёт постройку с детьми, разбирает, из каких деталей она сделана, а они затем по памяти её воспроизводят. Данная игра направлена на коррекцию мышления, памяти и речи детей;
- дидактическая игра на развитие сенсорики «Что спрятано?». Дети достают из коробки (мешочка) поочерёдно детали ЛЕГО разного цвета и называют, что вокруг имеет такой же цвет;
- «Зарисуй постройку». Данное упражнение направлено на развитие зрительного внимания, умение правильно расположить рисунок на листе бумаги, точную передачу деталей в рисунке, умение зарисовывать, не выходя за контур.
Как видно из перечисленных примеров использования ЛЕГО-конструктора, диапазон возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО велик. Это:
- сюжетно-ролевые игры;
- персонажи для театрализации;
- дидактические игры и упражнения;
- использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях. Из этого пункта вытекает:
- диагностика индивидуальных особенностей ребёнка в процессе конструктивно-игровой деятельности;
- диагностика межличностных отношений в коллективе;
- диагностика межличностных отношений в семье.