Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством театральной деятельности

0
1811

Чепель Светлана Владимировна
Номеровченко Анастасия Сергеевна
воспитатели
МАДОУ № 69 «Ладушки»
Симонова Светлана Юрьевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”. 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.

Коммуникативные навыки позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Рекламное сообщение     

Ключевые слова: коммуникация, дошкольник, ситуация, поведение, общение.

Целью работы является повышение эффективности педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • создать оптимальные условия для формирования коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности;
  • сформировать у дошкольников умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, выражать собственные эмоции, развивать речь и познавательную активность;
  • сформировать у детей навыки культуры поведения, воспитывать доброжелательность, отзывчивость;
  • повысить педагогическую компетентность родителей путем активного включения их в образовательную деятельность.

Основное внимание в работе с детьми 2-3-х лет уделялось снятию эмоционального напряжения, обогащению словаря, формированию грамматической стороне речи, развитию имитационных движений, развитию эмоциональной сферы каждого ребёнка, формированию навыков культуры общения.

На первом этапе с целью привлечения внимания детей к театрализованной деятельности педагог использовала куклу – марионетку.

Общение с куклой-марионеткой позволяло детям вступать в особые отношения с окружающим миром, что способствовало развитию положительных эмоций, воображения, а в дальнейшем дало возможность соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Знакомя младших дошкольников с художественной литературой, педагог эмоционально обыгрывала каждое произведение. Надев на руку куклу, воспитатель читала потешки, сказки, подражая голосам героев. Это вызывало у детей положительную эмоциональную реакцию, дети начинали повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Играя, дети приобретали навыки общения. Они были участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что давало возможность глубже познавать окружающий мир. Одновременно театрализованные игры способствовали привитию устойчивого интереса к родной культуре, литературе, театру. У детей формировалось уважительное отношение друг к другу. Благодаря играм раскрепощался внутренний мир дошкольников, исчезал комплекс «я не умею».

Игры-имитации были направлены на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

В театрально-игровой деятельности воспитанников 4-5 лет происходило интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально -личностной сферы дошкольников. Игра-имитация позволила изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности способствовало реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, дружеских отношений, общего интеллекта, эмоций, позитивному общению со сверстниками.

Активное участие в подготовке постановок принимали родители – шили костюмы, изготавливали атрибуты, декорации, что положительно сказывалось на процессе воспитания их детей.

Работая над этюдами, дети в игровой форме учились выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

  • – Чтение по ролям несложных стихов и потешек.
  • – Разучивание подвижных игр со стихотворными и диалогическими репликами. (Подвижные игры со стихотворными и диалогическими репликами способствовали формированию у детей умений задавать вопросы и отвечать на них; учили внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу, обмениваться репликами поочередно пользуясь выразительными жестами).
  • – Создание мнемотаблиц и работа с ними. (Мнемотаблицы служили дидактическим материалом в работе над текстом сказок, для лучшего запоминания сюжета).

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности способствовало реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, дружеских отношений, общего интеллекта, эмоций, позитивному общению со сверстниками.

Таким образом, опыт показал, что одним из эффективных методов формирования коммуникативных навыков можно считать театрализованную деятельность.

 

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь