АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОГАХ И СЛОВАХ

конспект индивидуального занятия в старшей группе (ОНР III уровня)

0
1253

Максимова Ольга Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ Игринский детский сад компенсирующего вида № 2

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год

 

Цель: автоматизация звук Л в слогах и словах

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • -Формировать правильное произношение звука Л   в слогах, в словах
  • -Закреплять умение выделять звук Л из ряда звуков, слогов
  • – Учить определять наличие звука Л в слове
  • -Формировать грамматический строй речи (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласование числительных с существительными)

Коррекционно-развивающие:

  • -Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику
  • -Развивать фонематический слух
  • -Развивать зрительное, слуховое внимание.
Рекламное сообщение     

Коррекционно-воспитательные:

  • -Формировать положительную мотивацию на занятие.
  • -Воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.
  •  -Воспитывать самостоятельность

Оборудование и материалы: ноутбук, картинки на звук Л, картинки с артикуляционной гимнастикой, фигурки на звук Л, конструктор Полидрон Гигант, кубик с цифрами, кинетический песок, схема артикуляции звука Л, ракушки, камушки, стеклянные камни, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять-
Настал новый день опять.
Давай встретим его улыбкой.
Я улыбнусь тебе, а ты улыбнешься мне.

Введение в тему

Логопед: Сегодня у нас на занятии гость. Послушай загадку и отгадай кто это. (слайд 2)

Я родился на Луне,
Оказался на Земле.
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось им веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я …».

Ребенок: Лунтик

Логопед: Да, это Лунтик. Посмотри, как ты думаешь почему Лунтик такой грустный? (слайд 3)

Ответы ребенка.

Логопед: Давай послушаем Лунтика.

Озвучка Лунтика: «Меня зовут унтик. Я прилетел с уны. Я люблю играть в разные игры со звуками. Мне грустно от того, что есть игра со звуком, в которую я играть еще не умею. Я не могу правильно его произносить»

Логопед: Почему же Лунтик грустный? Как ты думаешь, с каким звуком не умеет играть Лунтик?

Ребенок: Со звуком (Л).

Логопед: Правильно!

Логопед: Научим Лунтика правильно произносить звук Л и играть в игры с этим звуком?

Ребенок: да

Основной этап.

Логопед: С какого звука начинается слово Лунтик?

Ребенок: Со звука Л.

Уточнение произношения звука Л

Логопед: Расскажи Лунтику, как нужно правильно произносить звук [Л].

Показ схемы артикуляции звука Л на картинке.

Логопед: Давай вспомним правильную артикуляцию звука Л.

Логопед: Что происходит с губами?

Ребенок: губы находятся в улыбке.

Логопед: Зубки видно?

Ребенок: да

Логопед: Что происходит с язычком при произнесении звука Л?

Ребенок: язычок находится за верхними зубами.

Логопед: Молодец. Посмотри на свои красивые глазки, носик, ротик. Произнеси звук Л.

Логопед: Какую гимнастику мы делаем, чтобы язычок правильно и красиво проговаривал звуки?

Ребенок: гимнастику для язычка.

Логопед: Научим Лунтика выполнять гимнастику для язычка, чтобы он правильно произносил звук Л?

Ребенок: Да

Артикуляционную гимнастика: «Лошадка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Чистим зубы», «Качели»

Выполняем артикуляционную гимнастику для язычка, показ картинок с артикуляционными упражнениями.

Логопед: Гимнастику сделали. Мы отправимся на поляну и покажем Лунтику игры, в которые можно играть со звуком Л. (слайд 4)

Логопед: Нас встречает паук Шнюк. (слайд 5). Он предлагает тебе сочинять стихи и договаривать слоги. Лунтик очень любит играть с мячом. Давай поиграем в игру «Доскажи слог», а Лунтик поучится.

Не забывай какой звук нужно правильно произносить?

Ребенок: звук (Л)

Игра с мячом «Доскажи слог». Автоматизация звука Л в слогах

Ла-ла-ла – у меня ю(ла).

Ло-ло-ло – еду я в село.

Ла-ла-ла – на цветке пчела.

Ла-ла-ла – Мила маме помогла.

Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло.

Ал-ал-ал – Павел днём не спал.

Ол-ол-ол – садимся кушать мы за стол.

Ул-ул-ул – Петя губы надул.

Ул-ул-ул – ветерок подул.

Ол-ол-ол-Михаил забил в ворота гол

Логопед: Молодец! У тебя всё получилось. Отправляемся дальше.

Логопед: Это подружка Лунтика Луна. (слайд 6) Поиграем с ней в игру «Поймай звук Л», позвони в звонок, когда услышишь этот звук. Научим Лунтика слышать звук Л.

Игра «Поймай звук Л». Развитие фонематического слуха.

Озвучка Луны: «Л, У, М, К, Л,  Р, Л   ЛА, МЫ, ЛЫ, НО, ЛО»

Ребенок нажимает на звонок, когда услышит звук Л.

Логопед: Молодец.

Логопед: Перед тобой картинки, давай поможем Лунтику выбрать подарки для Луны. (слайд 7-компьютерная игра). Она любит картинки, в которых есть звук Л.

(Лошадь, дом, бабочка, книга, лопата, кукла, елка, мыло, книга, машина, мыло, собака- картинки в компьютерной игре).

Компьютерная игра «Подари подарки Луне». Автоматизация звука Л в словах, развитие фонематического восприятия.

В компьютерной игре ребенок выбирает картинки для Луны со звуком Л.  Вспомним, какие подарки подарили Луне.

Ребенок: Лошадь, лопата, кукла, елка, мыло.

Логопед: Молодец, все правильно.

Логопед: Это кузнечик Кузя на поляне.(слайд 8). Не может сосчитать сколько у него картинок. Нужно выложить дорожку из квадратов, на которых есть картинки со звуком Л. Бросай кубик, какая цифра выпадет, называй цифру с картинкой. Лунтик у нас поучится играть в игру «Скажи сколько».

(лодка, лампа, вилка, пчела, стол, акула, лапа, пенал – картинки на квадратах конструктора).

Игра «Скажи сколько». Формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Автоматизация звука Л в словах.

Ребенок бросает кубик и называет выпавшую цифру на кубике с картинкой.

Ребенок: 5 ламп, 4 вилки, 2 лодки, 3 пчелы, 1стол, 6 акул, 3 лапы, 5 пеналов)

Логопед: Молодец!

Логопед: – Сделаем разминку с Лунтиком.

Физминутка. Развитие общей моторики.

Любим с Лунтиком играть

В мячик можно поиграть (перекидывать мячик друг другу)

Как кузнечики скакать (скачет на двух ногах)

И как пчелки полетать (машет руками)

Можем мы луну достать (руки вверх)

И пониже перевесить (руки вниз)

Чтоб луна светила детям! (руки в стороны).

Логопед: – Еще покажем Лунтику игры со звуком Л, в которые можно играть. Злые гусеницы спрятали маленькие фигурки со звуком Л в песок. (слайд 9)

Найдем их и «Назовем ласково». Лунтик будет учиться с нами. Ребенок ищет фигурки со звуком Л в кинетическом песке.

Игра «Назови ласково». Формирование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных). Автоматизация звука Л в словах.

Ребенок: белочка, клубочек, куколка, булавочка, слоник, бутылочка, лодочка, метелочка, ложечка, иголочка, молоточек.

Логопед: Молодец. Все правильно. Ты нашел все фигурки со звуком Л.

Логопед: Посмотри, нас встречает божья коровка Мила. (слайд 10) Она хочет выложить букву Л. Давай вспомним и покажем Лунтику, как выглядит эта буква, чтоб Лунтик ее знал.

Выкладывание буквы Л. Закрепление образа буквы. Развитие мелкой моторики.

Выбери из чего ты будешь ее выкладывать. На выбор представлены камушки, ракушки, стеклянные камни, звездочки.

Ребенок выкладывает букву Л из представленных материалов.

Логопед: Красивая буква у тебя получилась. Какую букву ты сделал?

Ребенок: букву Л.

Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: – Вот мы поиграли с тобой в разные игры.

Какая была у нас цель? С каким звуком мы играли и учили Лунтика?

Ребенок: Мы хотели научить Лунтика говорить звук Л и играть с этим звуком.

Логопед: – Давай послушаем Лунтика.

Озвучка Лунтика: (слайд 11). «Мне понравилось с тобой играть, я научился выговаривать звук «Л» и играть с этим звуком в разные игры. Спасибо тебе большое!»

Логопед: Научили Лунтика говорить звук Л и играть с этим звуком? У нас все получилось?

Ребенок: Да.

Логопед: – Что запомнилось на занятии? Что было трудным или легким?

Ответ ребенка

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Нам пора покидать поляну и прощаться с Лунтиком.

Ребенок: – До свидания.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь