Гончарова Дарья Викторовна
Михайлова Ольга Алексеевна
Гончарова Елизавета Олеговна
воспитатели
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
МАТЕРИАЛ участвует в Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»
Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни. В этих играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Игры можно рассматривать с точки зрения педагогики и психологии, как средство обучения и воспитательной работы. В дополнение ко всему, это еще и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии, эмоциональной составляющей нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры актуальны и интересны в настоящее время, несмотря на то, что в наш технический век существует довольно большое количество соблазнов. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, они содержат в себе традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о работе и жизни людей, их вере.
Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В старину у людей днем была работа, а вечером или в праздничный день – отдых, веселье и радость. Так сформировались игры, передающие весь народный колорит. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.
Песенные игры, танцевальные игры, хороводные игры, сценки всегда создавали атмосферу радости и веселья на русском празднике. Для ребенка игра – одна из основных форм его деятельности, благодаря которой осваивается мир окружающих его предметов, человеческие взаимоотношения. Для взрослых игра является формой досуга, а также средством воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Воспитатели нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни детей, на прогулке, во время праздников и развлечений.
В своей работе педагоги используют такие игры как:
- «Жмурки»
- «Салки»
- «Гори, гори ясно!»
- «У медведя во бору»
- «Гуси – лебеди»
- «Обеги круг»
- «Скок – поскок»
- «Гуси, вы гуси»
- «Угадай, кто зовёт?»
- «Золотые ворота»
Проводя русские народные игры с детьми, у детей возрос интерес к русскому народному творчеству; появились элементарные представления у детей о своей Родине – России. Воспитанники начали отражать полученные знания в различных видах художественной и творческой деятельности. Дети заинтересовались фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось умение играть самостоятельно, используя считалки, скороговорки.
На видео представлена русская народная игра «Золотые ворота».
Цель: Развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними со словами «А на третий раз не пропустим вас» ворота опускаются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.