Формирование экологически культурного и экологически воспитанного поколения

0
670

Крынина Галина Ивановна
Мельникова Олеся Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС №64 «Искорка»
город Старый Оскол Белгородская область

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 1. Развитие гуманного отношения к окружающей среде

Название – Формирование экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы посредством организации эко-волонтерской деятельности

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время,  экологическая  проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия  человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость  в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время  приобретенные знания могут  в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Одной из эффективных практик экологического воспитания  является экологическое волонтерство. Для осуществления данной деятельности в нашей группе был разработан и реализован исследовательский проект «Эко-волонтеры». Участниками проекта стали дети, родители и воспитатели.

материалы в печатный сборник 

Цель проекта:

формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

  • -создать систему элементарных экологических знаний, доступных
  • пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека;
  • – формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • – воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы;
  • – вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности по охране природы;
  • – формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Предполагаемые результаты:

  • – будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • – появится понимание о взаимосвязях в природе, появиться бережное
  • отношение к природе, животным, птицам, насекомым; разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
  • – научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Реализация задач проекта осуществлялась в три этапа: теоретический, практический, оценочно – результативный.

Основной деятельностью данного проекта является эко – волонтерская деятельность – традиция помогать природе.

При реализации данного проекта большое значение уделяли организации предметно-развивающей среды. Большое внимание уделили уголкам природы и экспериментирования.

В группе организовали небольшую экологическую библиотеку с соответствующей художественной, научно-популярной литературы для совместного чтения и самостоятельного изучения – это энциклопедии, журналы, справочники по экологии. На протяжении всего проекта проводилась работа с родителями.

Проект «Эко – волонтеры» включал в себя 6 подпроектов, каждый из которых заканчивался проведением экологической акции. При подготовке к экологической акции проводилась предшествующая работа, через различные формы организации. Это игры, занятия – путешествия, беседы, экскурсии, конкурсы, мастер-классы. Во всех мероприятиях использовали интересные и познавательные экологические ситуации и задачи. Остановимся более подробно на проведенной экологической  акции.

Экологическая акция «Спасем планету от мусора».

Все дети знакомы с поговоркой «Чистота – залог здоровья». Мы предложили с помощью различных видов деятельности задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Провели исследование «Какой мусор быстрее разложиться?», из которого сделали вывод, что не все предметы быстро разлагаются, что целесообразней отходы повторно перерабатывать, и не разбрасывать мусор, где попало. После этого мы с детьми вышли на уборку территории детского сада и близлежащего леса. Дети осознанно собирали мусор, понимая суть своей помощи лесу. Также дети с родителями прибрались своих домов, близлежащих улиц.

Участвуя в экологических акциях, дети пришли к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Экологическое волонтерство, как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь