Ткачева Надежда Васильевна
воспитатель
ГУО «Шумилинский детский сад №1»
г.п. Шумилино, Витебская область, Республика Беларусь
Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022
Великая ценность каждого человека – здоровье.
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования. Поэтому важно правильно организовать физкультурно-оздоровительную работу именно в детстве, что обеспечит ребенку в дальнейшем полноценное физическое и разностороннее развитие.
Анализируя состояние здоровья поступивших воспитанников было замечено, что двух-трёхлетние дети уже имеют вторую, третью и даже четвертую группу здоровья, увеличилось число детей с избыточной массой тела, повышенной тревожностью.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у детей дошкольного возраста осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий, развитие двигательной активности и сохранение здоровья.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в учреждении дошкольного образования была обновлена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда в группах и на участке учреждения. Во всех группах созданы физкультурные уголки, способствующие полноценному развитию у детей навыков двигательной активности, а также для систематизации знаний о здоровом образе жизни и с целью применения полученных знаний на практике. Для ознакомления детей с видами спорта педагоги приобрели иллюстративный материал, для выполнения движений в помощь детям представлены карточки (движений, упражнений). Большим спросом у детей пользуются наборы твистор, дартс, ленты для художественной гимнастики, различные кольцебросы.
Для занятий с детьми в зале имеется необходимое спортивное оборудование: мячи, фитболы, ориентиры, скакалки, мягкие модули, туннели для эстафет, переносные футбольные ворота и др. Физкультурная площадка на улице оснащена гимнастическими лестницами, беговой дорожкой, ямой для прыжков, площадкой для игры в футбол, приобретены два многофункциональных спортивных комплекса.
Физкультурно-оздоровительная работа ведётся по нескольким направлениям:
- закаливание;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- занятия по физической культуре в зале и на улице;
- дни здоровья;
- занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью;
- физкультурные праздники и развлечения.
Должное внимание уделяется организации активного отдыха с воспитанниками. Мероприятия досуговой деятельности позволяют не только сохранить здоровье детей, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей. Востребованными являются такие формы активного отдыха, как физкультурные праздники «Малые олимпийские игры», «Путешествие в Спортландию». досуги «Веселые старты», Дни здоровья «Мы ловкие, быстрые, умелые», Неделя здоровья и спорта «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», туристические походы, квест-игра «Путешествие в страну здоровья и спорта». Обязательным компонентом мероприятий является беседа, или задание, или игра на формирование у воспитанников осознанного отношения к сохранению своего здоровья.
Педагог-психолог создает условия по обеспечению психологического и физического здоровья воспитанников, их эмоционального благополучия, используя для этого занятия психогимнастики, релаксационные паузы, песочную терапию. В ходе которых у детей снижается уровень тревожности, психоэмоциональное состояние становится более удовлетворительным.
Одним из направлений физкультурно-оздоровительной работы является взаимодействие педагогов учреждения с социумом по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания. Семейные спортивные праздники являются неотъемлемой частью жизни детского сада. Специалисты учреждения дошкольного образования большое внимание уделяют просветительской работе по вопросам оздоровления и физического воспитания среди родителей.
С целью отслеживания состояния здоровья воспитанников проводится мониторинг здоровья и физического развития. В результате наблюдается снижение количества заболеваний, отмечается динамика в улучшении показателей физической подготовленности.
Мы убеждены, что слаженное взаимодействие работы специалистов нашего учреждения и семьи позволяет достичь гармонии трех стержневых направлений в развитии ребёнка – духовного равновесия, интеллектуального развития и физического совершенства.