ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

мастер-класс для воспитателей

Доценко Наталия Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ «Сказка»
ЯНАО, г. Ноябрьск

 Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение современных технологий здоровьесбережения и основ экологического воспитания в практической деятельности педагога.

Задачи:

  • Дать определения понятиям здоровья, экологическая безопасность.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в формировании основ экологического воспитания в ДОУ.

Ход:

– Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в формировании основ экологического воспитания в ДОУ.

– Начать нашу встречу мне хотелось бы с упражнения, которые можно выполнять с детьми. (см. Приложение «Модель релаксационного тренинга» + релаксационная музыка)

Рекламное сообщение     

– Итак, мы расслабились, и можем начать работу мастер-класса.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи «Экология и здоровье ребенка» (включается музыкальная заставка «В мире животных»).

Первая рубрика «Про здоровье».

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Перед вами воздушный шар, который летит над землей. В корзине воздушного шара сидит человек — это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 экологических ценностей, важных для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, сотрудничество, согласие, сострадание и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2 (а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои экологические ценности. Педагог записывает их на доске. Если слова повторяются, то воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – жизнь, 2 место – природа и т.д.

Термин «экология человека» впервые встречается в 1921 году. В своих социологических исследованиях его употребили американские учёные Бёрджесс и Парк. Данное понятие стало предельно актуальным в кратчайшие сроки, так как население нашей планеты начало придавать всё большее значение качеству среды своего обитания, беспокоиться о своём здоровье. Поэтому экология и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, «что же самое дорогое и ценное, связанное с природой и жизнью человека», то чаще всего слышишь в ответ: «золото», «природа», «труд» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» — «А чем вас лечат?» — «Таблетками». «А можно быть здоровым без таблеток?» — «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми, через природные силы организма с помощью современных методов экоэпидемиологии. Из детства «ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь». Мы все прекрасно понимаем, что хорошее экологическое состояние среды положительно сказывается на здоровье человека. Более того, пребывание на природе способно улучшить настроение, эмоциональное состояние, снизить проявления хронического заболевания.

Итак, наша следующая рубрика «В детском саду»

Сегодня я поделюсь опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании. Предлагаю экотерапию – поддержку адаптируемых детей через связь с природой. Многие исследователи, психологи и практикующие врачи утверждают, что экотерапия обладает прекрасным восстановительным эффектом, улучшает настроение, снижает раздражительность, помогает в преодолении стрессовых состояний, человек должен стараться как можно больше времени проводить на природе.

Растение – одно из важнейших составляющих экотерапевтического процесса. Это может быть, как живой цветок, так и семена, солома, осенние листья, палочки, шишки. Положительные эффекты наблюдаются прежде всего в интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической сферах человека.

Предлагаю Вам собрать «Букет своего настроения» (см. Приложение игра «Букет моего настроения») (Включается музыка).

Рубрика «Игротерапия»

Песочная терапия – одна из разновидностей экотерапии или игротерапии. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство.

Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

Я предлагаю вам снять психоэмоциональное напряжение путем рисования на песке.

(Рисование педагогов на песке).

Рубрика «Релаксация»

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Для того чтобы расслабится и соединиться с природой, не обязательно выходить на улицу. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может — релаксация.

(Включается тихая, спокойная музыка, педагоги рассаживаются поудобнее и закрывают глаза).

Релаксация «Снежная баба»

Что вы чувствовали во время релаксации? (Ответы педагогов).

Следующая рубрика «Сделай сам»

Я хочу предложить, еще один метод знакомства детей с живой природой. Создать экологическую игрушку. В народе она названа многими именами: эколюдик, живчик, экочеловечек, травянчик.

И сейчас я расскажу вам, как сделать её своими руками. А воспитатели – люди творческие, думаю, что вам этот процесс очень понравится.

Многие думают, что её изготовление очень сложно, поэтому покупают в магазинах, но после сегодняшнего занятия вы увидите, что эту игрушку сможет сделать не только взрослый, но и ребёнок. А совместное творчество оставит незабываемые впечатления и эмоции.

Что же в ней уникального? А уникальность состоит в том, что это игрушка — живая. Ведь у неё растут «волосы» — травка, которую в последствии вы сможете поливать, стричь, делать различные причёски. Ребёнок сможет наблюдать рост растения с маленького зернышка до уже крепкого, созревшего ростка.

Что же нам понадобится для создания игрушки? Итак: капроновые чулки или носки, ножницы, клей (лучше «момент») или клеевой пистолет, опилки, семена (ячмень, рожь, пшеница, газонная трава), мелкие детали для украшения (глазки, пуговички, бусинки, цветочки…), маленькие резиночки (по желанию). (показ и работа педагогов).

На память о нашей встрече я хочу подарить вам буклет «Экологическая живая игрушка своими руками» о том, как создать такую игрушку.

Психорефлекторная игра «Свеча»

Возьмите по свече. Давайте станем полукругом. Посмотрите на пламя свечи и вспомните все доброе и хорошее, что мы с вами сегодня делали. Все плохое и ненужное оставьте позади.

Почувствуйте, как добро, здоровье проникает в вас, доставляет вам удовлетворение и радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно, как хорошо и радостно становится вашей душе… Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из зала. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и погасите свечи.

Наша передача «Экология и здоровье ребенка» подошла к концу.

Список литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — №17-24.
  2. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. -№ 1. – с.30 – 35.
  3. Грунина С.О., Киселева Т.В. Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2011. – 64 с. – (Высшее образование).
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
  5. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — №10. — С.63-68.

Приложение

Модель релаксационного тренинга + релаксационная музыка

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

Представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Игра «Букет моего настроения»

Для этой игры каждый собирают букет своего настроения. Это могут быть и полевые цветы, сухая трава, палочки, ветки деревьев. Главное создать красоту, прочувствовать своё состояние и выразить его во внешней форме.

Релаксация «Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Экологическая игрушка «Травянчик»

Шаг 1. Теперь приступим к работе. Для начала нужно отрезать от чулка несколько тонких полосочек: это будут верёвочки, с помощью которых мы будем связывать основные детали. И отрезать кусок капронового чулка (размер определите сами: в зависимости от размера игрушки), вывернуть его наизнанку, завязать один конец верёвочкой и вывернуть обратно, чтобы верёвка осталась внутри.

Что же нам понадобится для создания игрушки? И так: капроновые чулки или носки, ножницы, клей (лучше «момент») или клеевой пистолет, опилки, семена

Шаг 2. Необходимо насыпать семена: 2-3 ложки. Распределить их, сверху добавить опилки, хорошо утрамбовать и сформировать тугой шар или овал.

Шаг 3. Затем двумя руками пережать игрушку и в том же месте перевязать верёвочкой. Там, где семена, будет шляпка гриба, а нижняя часть — ножка. Сформировать шляпу путем сплющивания. Хочу заметить, что работа с опилками (в особенности, если они мелкие) напоминает работу с пластилином, поэтому с этой задачей вы сможете легко справиться.

Шаг 4. Но это ещё не всё. Для того, чтобы наш грибок был интереснее и сказочнее, сделаем ему ручки и ножки. Для этого из нижней части (ножки гриба) «вытянем» по бокам ручки и ножки, перевяжем их верёвочками или резиночками. Опять же, хочу отметить, что с резиночками легче работать, но не рекомендую перевязывать ими основные части, так как могут порваться.

Шаг 5. А теперь приступим к украшению грибка. Вначале, конечно же, стоит приклеить или нарисовать маркером глазки, ротик, носик. Затем всё зависит от вашей фантазии: можно приклеить цветочек, ленточку, пуговички и т.д. Но не стоит сильно украшать места, где находятся семена, ведь там будут расти «волосы».

Еще один совет. Если захотите сделать игрушку горизонтальную (бегемот, черепаха…), тогда сначала вы должны насыпать в чулок опилки, утрамбовать, а затем, отодвинув ложкой вбок опилки, добавить семена.

Вот такие замечательные Травянчики получились. Для эксперимента мы использовали разные семена: рожь, овёс, ячмень, газонную траву.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь