ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДОУ

0
1079

Овчинникова Алиса Александровна
Шуваева Елена Викторовна
воспитатели
Буценко Ольга Анатольевна
учитель-логопед
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два больших института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой родителям объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного и образовательного процесса?

Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагог – родители – ребенок» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является мини-музей.

Согласно ФГОС принципами дошкольного образования являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также сотрудничество образовательной организации с семьей. Одна из немаловажных задач стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей. Мы считаем, что работа в мини-музее в полной мере соответствует этим принципам и способствует решению поставленных задач. Совместная работа взрослых и детей способствует формированию социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.

На базе нашей группы был разработан мини-музей. Этот музей ориентирован:

  • На развитие партнерских отношений детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества;
  • Повышения уровня культурного развития детей и взрослых средствами музейной педагогики;
  • Приобщение к культурным ценностям, имеющим большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях;
  • Помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала мини-музея.
Рекламное сообщение     

В процессе совместной детско-взрослой музейной деятельности устанавливаются тесные отношения между семьями и педагогами образовательных учреждений.

Для многих воспитывающих взрослых мини-музей – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям позвонить в старинный колокольчик, написать на бумаге старинным пером, провести опыты и археологические раскопки в емкости с песком и многое другое. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи только становятся, то детсадовские мини-музеи с самого начала своего существования были такими. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Работа по созданию мини-музея в группе началась в январе месяце 2022 года. Идеей для создания мини-музей послужило то, что дети заинтересовались народными игрушками, спрашивали из чего они сделаны, когда ими пользовались и для чего они нужны в современном мире. Не все дети были в музее и для этого мы посетили онлайн экскурсию в музей Народной игрушки «Забавушка», которая проводилась на онлайн площадке. В ходе данной экскурсии экскурсовод рассказал из чего делали народные игрушки и историю их возникновения. Многие дети, придя домой, рассказали родителям об увлекательной экскурсии, семьи детей были заинтересованы в организации мини-музея Народной игрушки в группе детского сада. По данной теме было проведено родительское собрание, многие родители предложили свою помощь в пополнении мини-музея. Как выяснилось, в одной семье есть дедушка, который в прошлом веке был гончаром, которого в дальнейшем мы пригласили в детский сад для того, чтобы он рассказал детям о своей увлекательной работе и о том, как он изготавливал глиняные игрушки.

Выбрав место для нашего музея, мы стали постепенно его наполнять. Первым экспонатом в нашем музее стала книга Елены Максимовой «Глина. Путешествие в комнатных тапочках». Экспонатов было не так много и поэтому мы с детьми слепили самостоятельно игрушки из глины на занятии по художественно-эстетическому развитию. Постепенно полки в музее наполнялись покупными фигуркам.

Дети изучали их и последовал вопрос «Почему на игрушках именно такие рисунки?». Воспитатели объяснили детям, что это не рисунки, а гжель, дымковская, филимоновская и городецкая росписи. По данной теме мы провели мастер-класс совместно с родителями. Заранее подготовленные игрушки были предложены для того, чтобы дети совместно с родителями могли их расписать.

Учитель-логопед провёл с детьми фронтально-логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка», специальным гостем которого была красавица Матрёшка. После которого дети были инициаторами выставки для мини-музея «Матрёшка – русская красавица».

Данный музей заинтересовал не только детей, но и их родителей в полной мере. Дети восторженно рассказывали о том, что они часто разговаривают с родителями об игрушках, многие водили своих детей в музей.

И закончить свое выступление я бы хотела словами Надежды Константиновны Крупской: «Самое важное, чтобы родители не смотрели на своего ребенка как на свою живую собственность, обузу или игрушку. А научились смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, но все же человека, при том, человека будущего».

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь