Пименова Юлия Николаевна
Чечулина Марина Владимировна
Рыбальченко Юлия Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольский городской округ
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дошкольный возраст – период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Речевое развитие детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители.
Начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове.
Грамота – это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребенку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.
Воспитатель организует игру, постоянно мотивирует и заинтересовывает ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок подчиняется определенным правилам и у него появляется желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении: умение детей составлять предложения из двух – четырех слов; членить предложения такого же состава на слова; делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но); составлять слова из слогов; выделять в слове первый и последний звук; делать звуковой анализ слов.
Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретенных навыков. Это порой рутинная, утомительная и сложно прогнозируемая по срокам работа. Однообразность и монотонность ее вызывают определенные трудности у детей. При выполнении повторяющихся заданий у многих налицо нежелание заниматься этим видом деятельности.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Таким образом, чтобы замотивировать детей и поддерживать интерес в течение всего занятия необходимо использовать дидактические игры.