СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
1200

Новикова Алла Викторовна
Квасова Надежа Михайловна
Канавина Любовь Павловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной и обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей.

Актуальность. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Мы решили в своей группе, использовать сюжетно-ролевую игру для развития речи дошкольников.

Актуальность этой проблемы позволила определить цель: изучение развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. Для реализации поставленной цели определили задачи:

  1. Совершенствовать систему работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
  2. Развивать связную диалогическую речь детей.
  3. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими дошкольниками.

Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. [1, с. 43]. В своей группе по данной теме мы использовали разнообразные формы и методы работы, тем самым старались преодолеть отклонения в речевом развитии дошкольников. Мы оборудовали центры сюжетно-ролевых игр. В развивающей среде мы использовали знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы – заместители, изготавливали атрибуты к сюжетно-ролевым играм. В нашей группе большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам [2, с. 82]. Мобильность предметно-игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, нами используется метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей. Так же используем метод косвенного воздействия на игру детей. Наша роль заключается с одной стороны, в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Работа делилась на два этапа: на первом этапе осуществлялась подготовительная работа, играли с детьми в дидактические игры «Едем на работу», «Кто больше знает профессий», рассматривали альбомы, «Профессии», читали художественную литературу Е. Жуковская «Ситцевая улица», Т. Фетисов «Куда спешат красные машины», Р. Кошурникова «Космонавтом быть хочу». Проводили экскурсии в «Аптеку», «Магазин», «Сервисный центр», «Школу»,«Почта». Это дало возможность привлечь внимание и интерес дошкольников к разным профессиям. С развитием IT-технологий проводили виртуальные экскурсии, где дошкольники знакомились с профессиями крупных предприятий нашего города. Организовывали встречи с людьми разных профессий «Пожарник», «Инспектор ГИБДД», «Врач».

Рекламное сообщение     

Второй этап непосредственно сама сюжетно-ролевая игра. Были организованы игры на разные сюжеты: «Семья», «Дни рождения» и др. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: «Юный спасатель», «Строитель», «Юные банкиры», «Модельеры» и др. Игры на героико-патриотические темы: «Летчики», «Космонавты». Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Таким образом, результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер.

 

Список литературы:

  1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2019.- 67с.
  2. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.- 156с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь