Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Лучший методический материал педагога»-2021
Швачко Елизавета Дмитриевна
педагог-психолог МБДОУ д/с 33
МБДОУ д/с 33 г.Белгород
Лэпбук
«Диагностический лэпбук педагога-психолога детского сада»
Лэпбукинг пришёл к нам из Америки. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например:
- Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким. Моему лэпбуку 2 года.
- Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание открыть его.
- Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
- Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Ребёнок может самостоятельно выбрать, что ему интересно. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
- Пригоден к использованиюодновременно группой детей.
Материал.
Материал, из которого делают лэпбуки, может быть самым разнообразным, главное, чтобы он был разрешён для использования в дошкольных учреждениях. Я остановила свое внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4,5, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.
Алгоритм изготовления.
Запасаемся необходимыми материалами для основы и деталей. Это плотная бумага, ватман и картон. Пригодятся также клей, степлер, скотч, простой карандаш, ножницы.
Изготавливаем выкройку нашего лэпбука согласно макету и раскладываем на столе.
Скрепляем части папки удобным нам способом, позаботившись о дополнительной защите сгибов от растрескивания и надрывов.
Раскладываем на готовой основе все интерактивные элементы помечаем места их расположения карандашом, снимаем. Крепим поочерёдно, используя клей, двухсторонний скотч. Чтобы карманы не плотно прилегали к фону, а были чуть объёмнее, подклеиваем под них полоски из гофрокартона.
Мой «Диагностический Лэпбук»– это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В ней собран диагностический материал по всем возрастам.
Новизна данного методического пособия заключается в поиске эффективных психолого-педагогических условий построениядиагностического процесса, направленного на исследование основных психических процессов детей дошкольников возраста.
При использовании методического пособия лэпбук работе с детьми я руководствовалась следующими принципами: учет возрастных особенностей и предела психофизиологических возможностей дошкольников; создания ситуации успеха и опоры на внутренние ресурсы детей; прогностичности, предвидения и предвосхищения результатов педагогического влияния на растущий организм ребенка, развитие его личности.
Тесты – это стандартизированные, часто ограниченные во времени испытания, предназначенные для измерения индивидуально-психологических различий. С помощью тестов пытаются выявить наличие или отсутствие каких — либо способностей, навыков, умений, качеств личности.
И главное для педагога-психолога при проведении диагностического исследования — настроить ребенка, что его ждут интересные испытания и занимательные задачи. При активном интересе, радостном настроении и приятных ожиданиях ребенку будет легче проявить то, на что он способен, и быть мобильным в преодолении трудностей.
Методическое пособие «Диагностический лэпбук» можно использовать как индивидуальном, так и на групповом тестировании. На групповых формах организации детей, так и подгрупповых – распределяю задания между воспитанниками и все вместе они выполняют задания.
С помощью диагностического материала ребёнок сможет собрать «Разрезные картинки»; нарисовать свое настроение; найти сходства и отличия на картинках; поиграть с кубиками; собрать девочке и мальчику эмоцию; рассмотреть картинки с эмоциями, а также оставить рассказы по картинкам.
Методическое пособие «Диагностический лэпбук» помогает организовать работу по диагностическому направлению и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает диагностировать в игровой форме. В нем представлен диагностический и наглядный материал, нацеленные на диагностику логического мышления, внимания, памяти, связной речи.
Иногда в зависимости от цели диагностического исследования в работе используется игрушка.