Деятельностный подход как основа организации ознакомления детей дошкольного возраста с ПДД в летний период

0
1140

Попова Татьяна Васильевна
Рябченко Ирина Леонидовна
воспитатели
Ткачева Лилия Юрьевна
старший воспитатель
 МБДОУ ДС № 37 «Соловушка»
Старооскольского городского округа

 

 Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»  

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПДД  В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

Знакомство детей с ПДД занимает важное место в работе педагога в любое время года. Много времени этому уделяется и на прогулке. Для изучения и закрепления правил дорожного движения мы используем различные возможности: наблюдение за проезжающим транспортом, за прохожими; макет перекрестка на территории детского сада; предметно-развивающую среду на участке. Практика работы с детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете или явлении в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе познания. Лепка и конструирование для детей не только увлекательны, но и полезны. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира – мира пешеходов и пассажиров. Познание окружающего мира через лепку и конструирование начинается с простых предметов – дорожный знак, мост, зебра, машина, а затем сложный перекрёсток, дорожная ситуация, а также комбинация различных объектов.

материалы в печатный сборник 

Мало того, что формируется пространственное воображение, так еще воспитывается усидчивость, внимание, воображение, точность и координация. Любимым занятием в нашей группе стало создание рукотворных макетов из пластики, которые используются для игр с машинками, закрепления новых изученных правил на занятиях по изучению правил дорожного движения. Тем, кому хорошо даётся лепка, так же хорошо потом даётся ориентирование в дорожных ситуациях.

Польза макетирования проявляется в полной мере тогда, когда сами дети смогли поиграть с макетом. А помогают нам в этом герои пальчикового театра. Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть элемент атрибутики на палец или нарисовать на ладошке смешную рожицу, можно просто сложить пальцы в фигуры человека, козы, зайца, коровы, лебедя, ежика. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст познавательной сказки, стихотворения или дорожной истории, придуманной самостоятельно. Пальчиковый театр помогает взаимодействовать с окружающими, продумывать свои поступки и оценивать последствия. В пальчиковом театре ребенку дается роль кукловода, и, проигрывая различные роли, ребенок учится сценариям самой жизни. В игровой форме он получает подсказки действий в определенных ситуациях (если что-то обыгранное произойдет в реальной жизни, то ребенок будет осведомлен, как поступить), базовые понятия, такие как можно – нельзя, разрешается – запрещается, и т.д

Для создания образов дети сами изготовили атрибутику: тапочки на пальчики, юбочки для ладошек и нарисовали забавные рожицы – одевающиеся с помощью резинок. Детьми были разыграны мини-спектакли «Всюсь идёт в детский сад», «Баба Яга испортила все знаки», «Магнолик просит детей навести порядок на дороге» и т.д. Большими друзьями, изучающими правила дорожного движения вместе с детьми нашей группы, стали герои игр Воскобовича, Так, к ребятам часто приходил в гости незримка Всюсь, который не знал правил дорожного движения и знаков безопасности, и с ним происходили различные истории. А малыш Гео, знающий и послушный «мальчик», давал познавательные уроки в «Школе светофорных наук». Площадкой для моделирования игровых сюжетов стал коврограф «Ларчик». Очень увлекательно наблюдать за полетом фантазии ребенка. Вы можете корректировать сценарий подсказками, если вам не очень нравится ход спектакля (например, Околесик решил убрать незнакомые знаки, если ребёнок, исполняющий его роль, сам не знает их). Просто предположите: «Наверное, мы сможем тебе помочь и выручим в этой ситуации (например, на пути Всюся может встретиться мудрый Ворон Метр и подскажет нужное решение)»

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. Мы использовали различные формы взаимодействия с семьей: мастер – классы «Умелые ручки», «Весёлые уроки Светофорика – с пользой и для дела!», проводили конкурсы «Макет на тему «Улица видна из моего окна», «Дорожный знак – своими руками», проводились тематические акции: «Папа, мама, я – безопасная семья», «Пристегни самое дорогое!».

Результаты нашей работы показывают, что уровень развития дорожной грамотности детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук и общей двигательной активности. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни. В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь