Деятельностный подход к гендерному воспитанию в условиях дошкольного учреждения и семьи

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
531

Коновалова Елена Петровна
Юдина Диана Николаевна
воспитатели
Комкова Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
г. Старый Оскол

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.

Ведущая педагогическая идея заключается в поиске условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. Так, в игровой деятельности, для того, чтобы было легче транслировать свой собственный опыт и предпочтения мальчикам и девочкам, необходимо пересматривать процент игрового оборудования, ориентированного на детей обоего пола, обновлять атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Ателье», «Школа», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарники», «Служба спасения», «Богатыри», «Принцессы» и т.д.

При организации и проведении занятий  необходимо учитывать особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваются инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщается лишь принцип выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей. Дифференцированный подход осуществляется на физкультурных занятиях. Все задания для мальчиков строятся с учетом развития скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, стремления к победе, а для девочек – гибкости, красоты движения, грациозности.

материалы в печатный сборник 

Познавательная деятельность детей должна быть направлена на формирование знаний о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Детей знакомят с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, семье, труде, о русском народном женском и мужском костюме.

Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Ярким примером этого является ролевая игра, в процессе которой дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и ценностные ориентации. Ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает стереотипы мужского и женского поведения в семье и обществе. У него рождается понимание своего внутреннего мира, мужской и женской индивидуальности.

Для мальчиков организуются такие сюжетно-ролевые игры, как «Отважные путешественники», «Охотники», «Разведчики», «Строители», «Автосалон» и т.п., а для девочек – «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Ателье» и т.п. С учетом гендера подбираются и подвижные игры («Водолазы», «Автогонщики», «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки» и другие).

Беседы с родителями, их тестирование показывает, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, детей часто воспитывают по принципу «так, как воспитывали меня». Значительная часть родителей (82 %) положительно относятся к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5 %) знают, как это делать. На основании этого делается вывод о необходимой педагогизации родителей в вопросах гендерного воспитания.,

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек, в уголках для родителей необходимо размещать наглядную информацию, информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, проводить консультирование «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей». Систематически организовывать выставки совместного творчества «Семейные увлечения». Для того, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками педагога, необходимо регулярно их вовлекать в жизнь группы,  оформлять фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся красиво», «Хочу быть похожей на маму», «Хочу быть похожим на папу».

В ходе совместной практической деятельности воспитателя, детей и родителей выявлено, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.

Сравнительный анализ диагностических срезов позволяет сделать вывод о положительных результатах проводимой работы:  расширяется кругозор детей, увеличивается объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Возрастает культура поведения и общения детей. Мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки доброжелательными по отношению к мальчикам. Они учатся понимать и уважать мнения партнеров противоположного пола.

Грамотно дополненная предметно-развивающая среда позволяет создать условия для социализации дошкольников в группе и задать перспективу для  гендерного развития девочек и мальчиков.  Представления ребенка о самом себе пополняются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками и дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование «образа Я» происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения и организации деятельности в группе. Таким образом обогащаются представления мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формируется положительное к ним отношение и развитие потребности вести себя адекватно в социально принятым полоролевым функциям.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь