СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Буткевич И.С.,
воспитатель;
Анопкина Е.Н. 
Сахарова Э.К.
музыкальный руководитель.
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа 

Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культурных гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Такие важные проявления как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество, необходимо развивать как у девочек, так и мальчиков. Значимость гендерного воспитания находит свой отклик в ФГОС ДО в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, где точно прописано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к своему и противоположному полу. Известно, что именно в сюжетной игре происходит становление гендерной социализации дошкольников. В играх мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и различное содержание ролевой игры. Для того чтобы игра стала эффективным средством развития и воспитания, необходимо учитывать особенности игры мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

Сюжетно-ролевая игра, выступая ведущим видом деятельности дошкольников, обусловливает психологические новообразования данного возраста, среди которых и половая идентичность. При всём разнообразии сюжетов игр за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. В игре дошкольник проигрывает весь доступный ему спектр социальных ролей, среди которых и гендерные роли. Если профессиональные роли более или менее диффузны в игре ребёнка, то гендерные роли закрепляются однозначно. В игре в магазин продавцом могут быть и мальчик, и девочка, но в игре в семью папой будет только мальчик, а мамой – однозначно девочка. Более того, роли детей в игровой семье распределяются не по сюжету, а относительно пола играющих детей. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности. В связи с этим мы оформили в группе зоны для мальчиков и девочек. Для мальчиков это: все виды транспорта, атрибуты для полиции, военного моряка, разные виды конструкторов. Конструированию из крупного строительного материала в развитии игровой деятельности принадлежит важная роль. Мальчики, вначале под нашим руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр: машины, самолёты, пароходы, вагоны поезда и т. д. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является, то, что мальчикам мы поручаем выполнить «тяжёлую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д. Мы поддерживаем стремление и инициативу детей самостоятельно находить конструктивные решения для игры. Для девочек это: уголок ряженья, кухня с разными видами посуды, столик с зеркалом для причёсывания модниц. Дети и родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для сюжетно- ролевых игр. Это: предметы- заместители, шапочки, маски, коробки, стаканчики и другие. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии, чтение художественных произведений. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, веру в правду игры. У мальчиков и девочек приветствуем проявление любых чувств, но не любое поведение, поэтому поддерживаем умение мальчиков бережно относиться к девочкам, а девочек заботится о мальчиках.  Наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию и в различных видах музыкальной деятельности, при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т. д., обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, в подготовке и проведении праздников, развлечений. Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость). Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах, требующими к себе внимание).

Важнейшим институтом социализации дошкольников является семья. Ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. ориентируюсь на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью.

Одной из важнейших задач педагогов и родителей, реализация цели – формирование у детей дошкольного возраста гендерной позиции, дружеских отношений, культуры общения и уважения друг к другу.

Рекламное сообщение     

Литература:

  1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

2.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.

3.Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 176 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь