Никулина Людмила Александровна
учитель-логопед
Горожанкина Юлия Владимировна
Черевкова Татьяна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Развитие дошкольника осуществляется в разных видах деятельности: познавательной, изобразительной, общении. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль.
С самого младенчества родители стараются создать гендерно нормативный образ ребенка. Девочкам покупают яркую одежду, повязывают бантики на длинные волосы. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Но иногда наблюдая за поведением девочек можно отметить, что многим не хватает нежности, скромности, терпения. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, в их действиях прослеживается отсутствие культуры поведения по отношению к девочкам. Родители, воспитатели, другие дети,
книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние наличие старших братьев или сестер, пол родителя. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменится – мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.
Если дети младшего дошкольного возраста играют в такие игры, как «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», то дети более старшего возраста играют в такие игры, как «Детский сад» «Ателье», «Почта»,«Библиотека», «Школа» и др.
Таким образом, еще до того, как пойти в школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и занятиях, присущих мужчинам и женщинам. Однако нельзя считать, что гендерная идентичность целиком формируется в детстве. В подростковом, юношеском, взрослом возрасте многие люди отходят от того понимания различий между полами, которые им внушали в детстве.
Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Большинство мнений сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры. Детей нужно знакомить с разнообразными играми. Возможно, в будущем такой мальчик буде двигаться в гуманитарном направление и станет педагог, врач, а девочка спортсменкой, юристом.
Пусть мальчик играет в «дочки-матери» ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, заботливое отношение к кукле. В игре важно сделать акцент на то что девочка – мама; а мальчик – это будущий папа. Да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, в том, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников». В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт. Пресекать такие игры не нужно, поскольку девочки учатся постоять за себя, а мальчик быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми.
Но есть и другое мнение, что необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, которые могут привести к неправильной ориентации.
Проблема по формированию гендерного воспитания детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. В ДОУ делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.
К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерного воспитания детей.
В наши дни семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников. Помощниками родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей становятся информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье. В настоящее время практическими работниками и учеными разработано множество эффективных приемов влияния на родителей, которые могут использоваться по формированию у них гендерной компетентности.
Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей. Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.