ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

     Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Мигалева Марина Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»

Алексеевского городского округа

ПАРТНЕРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

«Собраться вместе – это начало.

Рекламное сообщение

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех».

Генри Форд

      В настоящее время большинство семей озадаченно решением проблем финансового и физического выживания, многие родители самоустранились от решения вопросов воспитания и развития личности ребёнка. Родители не владеют знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в достаточной мере, а чаще всего осуществляют воспитание интуитивно. Важно отметить, что все это не приносит положительных результатов [1, с. 21].

     Семья и детский сад имеют свои особые функции. Данные функции не могут заменить друг друга. Именно поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением [2, с. 52].

    На сегодняшний день одним из самых главных вопросов дошкольного образовательного учреждения является успешная социализация дошкольника.

     Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в процессе социализации человек усваивает одобряемые обществом формы поведения, необходимые ему для нормального существования в обществе [3, с.12].

    В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Такими лицами являются:

  • семья (родители или лица, их заменяющие);
  • детский сад (воспитатели);
  • общество (сверстники, друзья).

    Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт своего социального взаимодействия.

    Следует отметить, что, одной из первых и важных задач деятельности педагогов ДОУ №1 будет создание полноценного социального сотрудничества в единстве «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы с семьями со стороны дошкольного образовательного учреждения. Новизна подобных отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество» и «взаимодействие».

     Семья и дошкольное образовательное учреждение — это два важных института социализации детей. Их воспитательные функции имеют сходства, но для того, чтобы ребенок развивался полноценно, требуется их взаимодействие. Для положительного влияния на желание семьи участвовать в работе группы, педагоги должны хорошо знать всех родителей своей группы, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена отдельно [3, с.22].

    Начиная свой путь социального партнерства, педагогам Детского сада №1 пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Это такие трудности как: занятость родителей, нехватка времени у многих родителей, пассивность родителей. Тяжело поддерживать постоянный интерес к образовательному процессу в детском саду у родителей, каждый раз приходится использовать инновационные формы общения и привлечения родителей к участию в жизни детского сада. Доверительные отношения между педагогами и родителями устанавливались в нашем ДОУ постепенно, в ходе совместной деятельности. Родители в детском саду всегда желанные гости. Они не наблюдатели, они являются участниками. Родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они не только больше узнают о своём ребёнке, но и меняется их мнение о работе педагога, они получают реальное представление о ней и начинают испытывать к воспитателю уважение.

     Доверительные, потому что родители доверяют нам самое дорогое – это своего ребенка, его жизнь, здоровье, психологическое состояние. Они должны быть полностью уверены в том, что их ребенок в детском саду под надежным присмотром, что об их ребенке позаботятся, обучат, поиграют. Педагоги ДОУ также должны быть уверены в надежности родителей (поддержат, помогут). Все мероприятия, организованные в детском саду, проходят с помощью родителей. У всех педагогов нашего ДОУ одна цель – воспитать здорового, уверенного в себе человека.

    В настоящее время в детском саду педагоги используют разнообразные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и не традиционные [4, с. 6].

Педагоги Детского сада №1 в своей работе всегда находят помощь у родителей.

      С началом учебного года приглашаем родителей вместе с детьми принять участие в различных конкурсах: «Осенние вытворяшки», «Зимняя фантазия», «Красота Божьего мира», «Пусть всегда будет мир!». Дети вместе с родителями приносят свое творчество. Каждый из детей с гордостью показывает и рассказывает, как и с кем это сделал.

     Ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (День матери, Новогодняя сказка, 8 марта), где последние выступают полноправными участниками. Родители готовят для праздников костюмы самостоятельно. Педагоги совместно с детьми стараются сделать что-то посильное для родителей: поделки, подарки, выступления, стихотворения, которые порадуют их.

    Родители своим примером, человеческим отношением воспитывают успешного и надежного человека. Дети подражают своим родителям, а мы, педагоги, в этом им помогаем.

    Наглядная информация на стендах дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной для них форме, тактично напомнить родителям об их ответственности и обязанностях. Наш детский сад начинается с раздевалки, поэтому раздевалки нашего детского сада уютны и красивы, а родительские уголки яркие и привлекательные. Здесь располагаются консультации по теме недели, стенд «Наше творчество» с работами детей, стенд «Чем занимались», работы для выставок: «Мамин портрет», «Зимняя сказка», фотоколлажа «С днем Великой Победы», «Первое путешествие», «Очерк туристенка».

    Совместные проекты: «Топ, топ, топает турист» и «Дети в приоритете», позволили затронуть каждую семью и получить хороший результат в плане социализации воспитанников нашего детского сада.

    В настоящее время современные родители не выпускают из рук телефон, педагоги нашего сада приняли решение создать для разрешения многих организационных вопросов в каждой возрастной группе, группы в вайбере. Данные группы позволяют педагогам общаться с родителями по вопросам, касающимся организации и воспитания, участия в конкурсах, информирование родителей по разным педагогическим вопросам, а также помогает сплочению и неформальному общению родителей. Родители стали проявлять заинтересованность к жизни группы, научились восхищаться результатами и продуктами детской деятельности, оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи [5, с. 34].

    Таким образом, два самых главных института социализации ребёнка это детский сад и семья. Невозможным и не полноценным будет процесс воспитания ребенка без участия родителей. Опыт работы ДОУ №1 показал, что только в результате использования современных форм взаимодействия, родители стали активными участниками в жизни своего ребенка.

Литература

  1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. —128 с.
  2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ /Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.
  3. Бабунова Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод, комплекс / Е.С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2013.
  4. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Гуз. — Минск: Белый Ветер, 2007.
  5. Любчик С.А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи /С.А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 6.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь