Афанасьева Варвара Петровна
воспитатель
МБДОУ ЦРР – Д/с №7«Остров сокровищ»
Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
БЕЛЫЙ КОНЬ
сценарий шахматного праздника для детей 6-7 лет
Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
Задачи:
– закрепить знание детей названий шахматных фигур, их передвижений на шахматной доске, умение на ней ориентироваться;
– упражнять в умении отгадывать загадки;
– создать праздничное настроение детям и гостям праздника.
Ведущий.
Вся в квадратах – белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
Заходит Коневод.
Коневод: Здравствуйте, ребята! Я по лесу ходил-ходил, бродил-бродил, и забрел сюда случайно. Я коневод, за лошадьми смотрю, их кормлю, за ними ухаживаю, целый день на ногах, да на коне. Устаю. Домой прихожу, кушаю, домашними делами занимаюсь, все время работа да работа, хотелось бы чем-то себя занять, таким интересным, увлекательным, завораживающим, и чтобы это что-то мозг тренировал, и азарт был, и радостно, и весело было. Знаете, какую-нибудь игру такую гениальную? Не подскажете мне? (версии детей…)
Как много игр вы знаете, оказывается. Как хорошо, что я к вам сюда забрел. Может, научите меня, покажете и расскажете?
Как играют в эти игры? Какие там фигуры есть? Что для этого нужно?
Меня заинтересовало очень красивое слово «шахматы». Потому что, там есть конь. Научите меня играть в шахматы.
Ведущий: Знаете, уважаемый коневод! Мы как раз об этой игре много всего знаем, почти весь год ребята познавали азы гениальной шахматной игры. Дети прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. Вы вовремя к нам пришли, и мы вам с радостью все расскажем и покажем.
Ребёнок 1: Скучно было детворе
Ранним утром во дворе
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
Ребёнок 2: В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Вместе: Шахматы
Ребёнок 3: Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Ребёнок 4: Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Гениальная игра!
Ребёнок 5: Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Ребёнок 6: Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Ведущий: Родиной шахмат считается Индия. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. Слово «шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит – «властитель умер». В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
Наши дети хорошо знают и любят играть в эту замечательную интеллектуальную игру. Хочу предложить посостязаться!
Ведущий: Сейчас пешки помогут нам разделиться на 2 команды. Приглашаю подойти ко мне всем желающим и достать из нашего «чудесного мешочка» шахматную фигуру. (В мешочке только черные и белые пешки). А теперь все ребята с белыми пешками собираются в команду «Белый конь», ребята с черными пешками объединяются в команду «Черный конь».
Игра «Пятый лишний»
Цель: развитие логического мышления, внимания и речи.
Инструкция: предлагается одному из команды подойти к столику, предстоит угадать правильно фигуры, какая из них является лишней и обосновать ответ.
Задание для 1 команды
Задание для 2 команды
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания и речи
Инструкция: Предлагается одному из команды подойти к шахматной доске, предстоит угадать изменение расположения фигуры и обосновать ответ.
Задание для 1 команды
Задание для 2 команды
Игра «Угадай по описанию»
Цель: закрепление знания шахматных фигур и его ходов
Инструкция: предлагается командам по очереди угадать названия фигур по описанию (6 фигур)
Задание для 1 команды
Задание для 2 команды
Фигура с острой головой, которая любит ходить по диагонали (слон);
Фигура, без которой король будет чувствовать себя сиротой.
Она умнее и проворливее всех фигур на шахматной доске (ферзь);
Фигура, которая ходит по горизонтали и вертикали (ладья);
Эта фигура всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Знакомьтесь – это …! (король);
Этот маленький солдат
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперед.
На войну, не на парад
Солдат тот держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть (пешка);
Передвигаются не косо и не прямо,
А буквой «Г» — так шахматисты говорят (конь).
Игра-соревнование «Собери паззл шахматной доски»
Цель: развитие внимания и зрительной памяти,
закрепление знания шахматной доски
Инструкция: Предлагается командам подойти к столику, предстоит расставить правильно паззлы шахматной доски в соответствии с правилами этой игры на врем. У каждой команды своя доска.
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на «пять»!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
Ведущий: Как много сейчас ребята рассказывали о шахматах. Расскажите пожалуйста немного о своих лошадях.
Коневод: Якутская лошадь, мохнатая, приземистая, с большой головой и крепкими ногами, даже в самые жестокие морозы предоставлена сама себе и добывает корм, разгребая снег копытами.
У нее самая толстая кожа, более густой и длинный волосяной покров, от жестокого холода ее спасает способность быстро наращивать и отлагать значительное количество жира в подкожной клетчатке.
По представлениям народа Саха, лошадь — священное животное небесного происхождения. «Джеһегей огото» или «дитя Джеһегея», бога-покровителя коней и отважных мужчин, так называют якуты коня. Ему издавна поклонялись, его почитали, ежегодный народный праздник Ысыах в основном посвящался Джеһегею и сопровождался традиционным восхвалением коня и угощением всех кумысом. Перед домами и на Ысыахе якуты ставят коновязи-сэргэ с резными изображениями лошадей, наделенных, по их мнению, магическими свойствами приносить им благо и охранять их.
Раньше якутские лошади широко использовались зимой в обозах по доставке различных грузов на золотые прииски и места разработок других полезных ископаемых. При малом росте они несут вьюк (мешок) весом 80—100 кг и проходят за день до 100 км, зимой же везут на санях по 300—350 кг груза, делая в сутки по 50 и более километров.
Якуты ездят на лошадях на охоту. На них преодолевали неприступные вершины многочисленных хребтов, с их помощью пробирались через непроходимые болота (бадарааны), простирающихся на десятки километров.
Ведущий: Давайте, мы с вами тоже поиграем в игру «Конные скачки»
Игра-соревнование «Конные скачки»
Цель: развитие быстроты и ловкости детей, эмоциональной разгрузки.
Дети верхом на лошадях (головы которых сделаны из фанеры, закрепленные к деревянным палочкам)
Игра-соревнование «Кто быстрее расставит начальную позицию шахмат»
Цель: закрепление знания расположения шахматных фигур на доске,
развитие внимания
Инструкция: Члены команды выстраиваются друг за другом, и по сигналу воспитателя каждый ребенок подбегает к шахматной доске на лошадях, берет любую фигуру и ставит ее на место, которое она занимает на начальной позиции. Затем быстро подбегает к своей команде и передает лошадь следующему игроку.
У каждой команды своя доска с фигурами и лошадьми.
Ведущий: Вам понравилась наша игра, которая называется «шахматы»?»
Коневод: Да, понравилась, очень интересная игра!
Ведущий: А вам, ребята, понравились якутские лошади? Спасибо нашему гостю коневоду за его интересный рассказ про лошадей.
Коневод: Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут мои лошади и кони, но я к вам обязательно вернусь. До свиданья, до новых встреч!