БЕЛЫЙ КОНЬ

0
1233

Афанасьева Варвара Петровна

воспитатель

МБДОУ ЦРР – Д/с №7«Остров сокровищ»

Республика Саха (Якутия), г. Якутск

      Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.

БЕЛЫЙ КОНЬ

сценарий шахматного праздника для детей 6-7 лет

Рекламное сообщение     

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы.

Задачи:

– закрепить знание детей названий шахматных фигур, их передвижений на шахматной доске, умение на ней ориентироваться;

– упражнять в умении отгадывать загадки;

– создать праздничное настроение детям и гостям праздника.

Ведущий.

Вся в квадратах – белых, черных

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера,

Дети в шахматы играют –

Гениальная игра!

Заходит Коневод.

Коневод: Здравствуйте, ребята! Я по лесу ходил-ходил, бродил-бродил, и забрел сюда случайно. Я коневод, за лошадьми смотрю, их кормлю, за ними ухаживаю, целый день на ногах, да на коне. Устаю. Домой прихожу, кушаю, домашними делами занимаюсь, все время работа да работа, хотелось бы чем-то себя занять, таким интересным, увлекательным, завораживающим, и чтобы это что-то мозг тренировал, и азарт был, и радостно, и весело было. Знаете, какую-нибудь игру такую гениальную? Не подскажете мне? (версии детей…)

Как много игр вы знаете, оказывается. Как хорошо, что я к вам сюда забрел. Может, научите меня, покажете и расскажете?

Как играют в эти игры? Какие там фигуры есть? Что для этого нужно?

Меня заинтересовало очень красивое слово «шахматы». Потому что, там есть конь. Научите меня играть в шахматы.

Ведущий: Знаете, уважаемый коневод! Мы как раз об этой игре много всего знаем, почти весь год ребята познавали азы гениальной шахматной игры. Дети прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. Вы вовремя к нам пришли, и мы вам с радостью все расскажем и покажем.

Ребёнок 1: Скучно было детворе

Ранним утром во дворе

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

Ребёнок 2: В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

Вместе: Шахматы

Ребёнок 3: Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Ребёнок 4: Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Гениальная игра!

Ребёнок 5: Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Ребёнок 6: Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

Ведущий: Родиной шахмат считается Индия. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. Слово «шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит – «властитель умер». В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

Наши дети хорошо знают и любят играть в эту замечательную интеллектуальную игру. Хочу предложить посостязаться!

Ведущий: Сейчас пешки помогут нам разделиться на 2 команды. Приглашаю подойти ко мне всем желающим и достать из нашего «чудесного мешочка» шахматную фигуру. (В мешочке только черные и белые пешки). А теперь все ребята с белыми пешками собираются в команду «Белый конь», ребята с черными пешками объединяются в команду «Черный конь».

Игра «Пятый лишний»

Цель: развитие логического мышления, внимания и речи.

Инструкция: предлагается одному из команды подойти к столику, предстоит угадать правильно фигуры, какая из них является лишней и обосновать ответ.

Задание для 1 команды

Задание для 2 команды

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и речи

Инструкция: Предлагается одному из команды подойти к шахматной доске, предстоит угадать изменение расположения фигуры и обосновать ответ.

Задание для 1 команды

Задание для 2 команды

Игра «Угадай по описанию»

Цель: закрепление знания шахматных фигур и его ходов

Инструкция: предлагается командам по очереди угадать названия фигур по описанию (6 фигур)

Задание для 1 команды

Задание для 2 команды

Фигура с острой головой, которая любит ходить по диагонали (слон);

Фигура, без которой король будет чувствовать себя сиротой.

Она умнее и проворливее всех фигур на шахматной доске (ферзь);

Фигура, которая ходит по горизонтали и вертикали (ладья);

Эта фигура всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Знакомьтесь – это …! (король);

Этот маленький солдат

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперед.

На войну, не на парад

Солдат тот держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть (пешка);

Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят (конь).

Игра-соревнование «Собери паззл шахматной доски»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти,

закрепление знания шахматной доски

Инструкция: Предлагается командам подойти к столику, предстоит расставить правильно паззлы шахматной доски в соответствии с правилами этой игры на врем. У каждой команды своя доска.

Чтоб играть и побеждать

Надо доску знать на «пять»!

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

Ведущий: Как много сейчас ребята рассказывали о шахматах. Расскажите пожалуйста немного о своих лошадях.

Коневод: Якутская лошадь, мохнатая, приземистая, с большой головой и крепкими ногами, даже в самые жестокие морозы предоставлена сама себе и добывает корм, разгребая снег копытами.

У нее самая толстая кожа, более густой и длинный волосяной покров, от жестокого холода ее спасает способность быстро наращивать и отлагать значительное количество жира в подкожной клетчатке.

По представлениям народа Саха, лошадь — священное животное небесного происхождения. «Джеһегей огото» или «дитя Джеһегея», бога-покровителя коней и отважных мужчин, так называют якуты коня. Ему издавна поклонялись, его почитали, ежегодный народный праздник Ысыах в основном посвящался Джеһегею и сопровождался традиционным восхвалением коня и угощением всех кумысом. Перед домами и на Ысыахе якуты ставят коновязи-сэргэ с резными изображениями лошадей, наделенных, по их мнению, магическими свойствами приносить им благо и охранять их.

Раньше якутские лошади широко использовались зимой в обозах по доставке различных грузов на золотые прииски и места разработок других полезных ископаемых. При малом росте они несут вьюк (мешок) весом 80—100 кг и проходят за день до 100 км, зимой же везут на санях по 300—350 кг груза, делая в сутки по 50 и более километров.

Якуты ездят на лошадях на охоту. На них преодолевали неприступные вершины многочисленных хребтов, с их помощью пробирались через непроходимые болота (бадарааны), простирающихся на десятки километров.

Ведущий: Давайте, мы с вами тоже поиграем в игру «Конные скачки»

Игра-соревнование «Конные скачки»

Цель: развитие быстроты и ловкости детей, эмоциональной разгрузки.

Дети верхом на лошадях (головы которых сделаны из фанеры, закрепленные к деревянным палочкам)

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит начальную позицию шахмат»

Цель: закрепление знания расположения шахматных фигур на доске,

развитие внимания

Инструкция: Члены команды выстраиваются друг за другом, и по сигналу воспитателя каждый ребенок подбегает к шахматной доске на лошадях, берет любую фигуру и ставит ее на место, которое она занимает на начальной позиции. Затем быстро подбегает к своей команде и передает лошадь следующему игроку.

У каждой команды своя доска с фигурами и лошадьми.

Ведущий: Вам понравилась наша игра, которая называется «шахматы»?»

Коневод: Да, понравилась, очень интересная игра!

Ведущий: А вам, ребята, понравились якутские лошади? Спасибо нашему гостю коневоду за его интересный рассказ про лошадей.

Коневод: Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут мои лошади и кони, но я к вам обязательно вернусь. До свиданья, до новых встреч!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь