Мортина Светлана Анатольевна,
Кривошеева Татьяна Александровна,
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе принятых в обществе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Вызывает тревогу и тот факт, что в настоящее время средства массовой информации, особенно телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит вред неокрепшей психике ребенка. Каждый здравомыслящий человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира [1, с. 27].
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли.
Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для маленького ребёнка таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное [2, с. 53].
Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве [4, с. 70].
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помочь ребенку обнаружить проблему или даже спровоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втянуть» детей в совместный проект, при этом не переусердствовав с опекой и помощью родителей. Руководителем проекта, несомненно, является взрослый. Он не только организатор детской продуктивной, исследовательской, деятельности, но и источник информации, эксперт.
Хотим поделиться своим опытом реализации проекта на тему «Мы хотим жить в добром мире». В данном проекте, ориентированном на воспитание таких духовно-нравственных ценностей, как милосердие, любовь, внимание, чуткость, сострадание, мы выступали в роли партнеров, помощников своих воспитанников.
I этап – целеполагание: выносим проблему на обсуждение детям. Почему в нашем мире так непросто прожить животным рядом с человеком? Почему добрые поступки стали редкостью? Как изменить ситуацию в лучшую сторону?
II этап работы над проектом представляет собой разработку плана действий по достижению цели. Совместно с детьми обсуждаем проблему бездомности и ненужности животных, которые по сути своей являются домашними. Являясь волонтерами и зная, что обществу не очень нравятся голодные и больные животные, нам проще донести до детей то, что такое отношение – это недостаток знания и культуры людей, а также их невежество. Сначала рассказываем, как страдают животные от жестокости человека, как мучаются от безответственного отношения, нелюбви и безразличия. Проводим обсуждение, для того, чтобы выяснить, что детям уже известно. Предлагаем рассмотреть фотографии жалких, лишенных крова, еды, любви и заботы животных. Затем рассматриваются фотографии этих же животных, но уже попавших под опеку добрых и отзывчивых людей. Воспитанники видят существенную разницу. Роль взрослого показать, насколько хрупок и нежен организм маленького животного, что ему требуется уход и забота.
Фиксируем ответы на большом листе ватмана, чтобы все могли их видеть. Для фиксации ответов используем условные символы, знакомые и доступные детям. Назовем это схематическое действие «Мыслительной картой». В центре ватмана рисуется силуэт животного. От него отходят стрелки. Стрелка – ответ на вопрос. Ответы рисуются силуэтами, символами. Затем следует второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы также фиксируем. Очень важно на этом этапе проявить терпение и уважение к точке зрения каждого ребенка. После всех высказываний логично спросить: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая, дети опираются на свой личный опыт, или обращаются за помощью в взрослым. Дети знают, что любую информацию также можно найти в интернете, в энциклопедии. Проведение опытов и экспериментов также способствуют поиску ответов на проблемные вопросы. Карточки-схемы сбора материала, которые размещены в наших группах, помогают детям самостоятельно добывать информацию.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – практическая часть. Мы предоставили детям возможность что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. В нашем проекте воспитанники самостоятельно разработали алгоритм действий, направленных на создание условий для комфортного проживания животных, лишенных крова и заботы. Для реализации поставленной цели была проведена следующая работа: определены места скопления бездомных животных (дворы, подвалы, приюты, пункты временного содержания животных и др.); совместно с детьми составлен эскиз листовки, призывающий людей относиться к бездомным животным милосерднее: оставлять воду в жару, держать доступ в подъезд, подвал открытым в холодное время года, кормить и не обижать животных.
Такие мероприятия, как просмотр презентаций и слайдов о животных и птицах, чтение произведений Ушинского, Бианки, Брема, рассматривание энциклопедий, проведение экскурсий способствовали формированию у дошкольников заботливого отношения к живым существам. С огромным желанием ребята вместе с родителями принимали участие в акциях «Накормим братьев наших меньших», «Покормите птиц зимой», «Им нужна ваша помощь». Многие родители воспитанников, стали помогать волонтерам пристраивать животных в хорошие руки, активно распространяя информацию на сайтах. Традиционными в наших группах стали фотовыставки «Добрые дела», где воспитатели, дети и родители помещают фотографии своих маленьких, но таких нужных добрых дел. Например: работа по поиску хозяев найденным животным.
Ярким проявлением этой работы стало глубокое понимание проблемы, ее масштабности. То, что раньше просто не замечалось, открылось перед воспитанниками, остро обозначив проблему. Проникнув вглубь данного вопроса, дети поняли, что работа над проектом не может быть закончена так быстро. Это, можно сказать, проект всей жизни. Удивило то, что дети в процессе работы привлекли к ней своих родителей и друзей. Небольшие акции превратились в постоянные. Так, совместно с детьми проведенная акция «Накормим братьев наших меньших», продолжается уже год. В нее постепенно влились многие группы детского сада, родители, руководство. Приятно осознавать, что дети стали проявлять не только заботу о животных, но и стали вежливее и внимательнее друг к другу.
Заключительный IV этап – презентация проекта. Презентации в наших группах проходит в различных формах: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок. Результатом данного проекта стал фотоотчет. Объемная фото-презентация показала, с какой ответственностью подошли воспитанники к работе над проектом. А ведь проблема, действительно, масштабна и решения по этому вопросу принимаются несколько болезненно, через внутренние переживания, эмоции детей. Например, как ответственно дети относились к проблеме обезвоживания животных в летнюю жару! Они не забывали о мисочках с водой даже в выходные дни! Отчет поступал в виде телефонных звонков.
В процессе работы над проектом взрослые и дети, объединенные одной целью, стали понимать, что с такой проблемой одному не справиться. Наш проект не зря называется «Мы хотим жить в добром мире». Мы, взрослые, стали задумываться о том, почему же стало стыдно быть добрым, заботливым? Но почему не стыдно быть безразличным и безучастным к чужому горю? Почему стало нормой дарить маленького щенка на Новый год, а потом выбрасывать, как надоевшую игрушку, не оправдавшую ожидания, обрекая его тем самым на мучительную смерть от голода, холода и жестоких людей? Хочется верить, что дети поняли смысл нашего общего проекта. Ведь главная его идея – быть добрым ко всему живому [5, с. 271]. Наш проект учит детей быть ответственными за свои поступки, за жизнь питомцев. Хочется верить, что после участия в совместном решении насущных проблем общества, дети не растеряют доброго отношения ко всему живому.
Литература
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. –М., 2011. – 27с.
- Карпов, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Карпов. – М., Просвещение,1979. – С.47 – 79.
- Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С. Н. Николаева. – М., Новая школа, 1993. – С. 56-73.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников / Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2010 №1.
- Хромых, В. И. Воспитание любви к животным / В. И. Хромых // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 268-274.