МОЙ РОДНОЙ ГОРОД

конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021

Рахимова Анастасия Алексеевна
учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад № 14
города Октябрьский Республики Башкортостан

Цель: Формирование представлений детей о родном городе Октябрьский.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей навыки словообразования.
  • Совершенствовать грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже).
  • Совершенствовать фонематических представлений (звуковой анализ слова).

Развивающие:

  • Развивать речь детей, обогатить словарь на тему «Город».
  • Развивать межполушарное взаимодействие.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, тонкую моторику пальцев рук.
  • Развивать координацию речи с движением.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство гордости за свой город.
  • Воспитывать у детей любовь к родному краю, городу.
  • Воспитывать чувство уважения к достопримечательностям города.
Рекламное сообщение     

Направления: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседа о городе, о достопримечательных местах, чтение стихотворение о городе, рассматривание слайдов о городе Октябрьский, разучивание физкультминутки «Наш город» и пальчиковой гимнастики «Город».

Методы и приёмы: чтение стихотворения, рассматривание слайдов, использование кинезиологического упражнения «Ухо – нос», физкультминутки «Наш город» и пальчиковой гимнастики «Город».

Материалы и оборудование: мольберт, фото памятных мест города, слайды с изображениями достопримечательностей города, карточки, фишки, матерчатый мяч.

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Дети входят в кабинет и становятся в круг.

Логопед: – Здравствуйте, ребята. Наше занятие мы начнём с упражнения «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Дети вместе с логопедом выполняют кинезиологическое упражнение.

Логопед: Молодцы. Проходите и садитесь на свои места.

2.Объявление темы.

Логопед: – Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Город дружбы», которое написал С. Агапов. Вы послушайте его внимательно и потом скажите, о каком городе идёт речь.

У границы республик великих,

Где Ик вьётся в низовьях холмов,

Город нефти стоит многоликий,

Овеваемый розой ветров.

Словно вышит он яркою нитью,

Вырастает у всех на виду.

Через годы его и события

Я дорогою жизни иду.

Логопед: – Как вы думаете, о каком городе говорится в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении говорится о городе Октябрьский.

Логопед: А кто догадался, о чём мы сегодня на занятии будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о нашем городе.

Логопед: Да, верно. Мы сегодня будем говорить о нашей малой Родине – о городе Октябрьский. Нашему городу в этом году исполнилось 75 лет. В состав какой республики входит наш город?

Дети: Наш город входит в состав Республики Башкортостан.

Логопед: А какой наш город?

Дети: Наш город большой, зеленый, красивый, богатый.

Логопед: В нашем городе много национальностей. Значит город какой?

Дети: Многонациональный.

Логопед: Давайте вместе произнесём «многонациональный».

Дети: Многонациональный.

Логопед: Верно, молодцы.

3.Игра «Семейка слов».

Логопед: А теперь я приглашаю вас на игру «Семейка слов». Встаньте в круг.

Логопед берет в руки небольшой матерчатый мяч.

Логопед: Соберите родственную семейку слов к слову «город». Большой город, а когда город маленький…

Дети: Городок.

Логопед: Маленький городок, а огромный…

Дети: Городище.

Логопед: Парк в городе, какой? От слова «город».

Дети: Городской.

Логопед: Жительница города…

Дети: Горожанка.

Логопед: Все мы жители города, мы…

Дети: Горожане.

Логопед: Молодцы. Садитесь на свои места.

Логопед убирает мяч. Дети садятся за столы.

Логопед: В нашем городе много достопримечательных мест. Посмотрите на экран.

4.Слайды с достопримечательностями города.

Логопед: Ребята, кто узнал, что за достопримечательность на экране?

На слайде площадь В.И. Ленина.

Дети: Это площадь Ленина.

Логопед: Верно. Это главная площадь нашего города, где проходят все главные мероприятия. Посмотрите следующий слайд. Что это?

На слайде памятник Думы солдата.

Дети: Памятник Думы солдата.

Логопед: Правильно. А теперь угадайте, что это за место?

На слайде музей имени А. Шокурова.

Дети: Это музей имени Шокурова.

Логопед: Вы правы. Угадайте, что изображено на следующем слайде?

На слайде бюст Т.Л. Нуркаеву.

Дети: Это бюст Нуркаеву.

Логопед: Верно. А теперь что изображено?

На слайде 100 скважина.

Дети: Это сотая скважина.

Логопед: Верно. В нашем городе есть еще много достопримечательных мест. О них мы поговорим в следующий раз. А теперь немного отдохнем. Встали возле своих стульчиков.

5.Физкультминутка «Наш город».

Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон. (показывают крыши и распахивают руки. как окна)

Город наш такой большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой, (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет. (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается, (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Логопед: – Садитесь на места.

Дети садятся за столы.

  1. Игра «Чего не стало?».

На мольберте прикреплены фото памятных мест города.

Логопед: Ребята, посмотрите на мольберт. На нем изображены памятные места нашего города: бюст Т.Л. Нуркаеву, памятник Думы солдата, музей им. А. Шокурова, сотая скважина, памятник В.И. Ленина. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из открыток. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало. Следите за правильным произношением звуков. Отвечайте по очереди.

Логопед: Чего не стало?

Дети: Не стало бюста Нуркаеву.

Логопед: Правильно. Закройте глаза еще раз. Чего не стало?

Дети: Не стало памятника Думы солдата.

Логопед: Верно. Закрывайте глаза. Чего не стало?

Дети: Не стало музея им. Шокурова.

Логопед: Верно. Закрывайте глаза. А сейчас чего не стало?

Дети: Не стало сотой скважины.

Логопед: Верно. Закрывайте глаза. Теперь чего не стало?

Дети: Не стало памятника Ленину.

Логопед: Всё верно. Молодцы. А для следующего задания нам нужно подготовить пальчики.

7.Пальчиковая гимнастика «Город».

Город – это не только улицы (Сжимают, разжимают кулачки)

И небо, что сильно хмурится.

Город – это ещё и прогулки, (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

Домики, скверы и переулки.

В городе украшенье двора –

Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдётся всегда, (Сжимают, разжимают кулачки)

Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток, (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

А кто-то рассматривать будет песок.

Город для всех развлечение,

Одна прогулка – уже приключение! (Сжимают, разжимают кулачки)

Логопед: Молодцы.

8.Игра «Составь схему».

Логопед: – Теперь я каждому раздам картинки, а вы составьте схему слова. Для этого определите, сколько слогов в слове. Затем отмечаете, какие звуки в каждом слоге и выкладываете фишки.

Логопед раздает карточки с разными изображениями (парк, музей, бюст, город, фонтан, Плаза) каждому ребенку.

Дети выполняют задания. Логопед оценивает каждого ребенка.

Логопед: – Хорошо, убрали пособия. Теперь закрепим пройденное на занятии.

9.Итог занятия.

Логопед: – Как называется наш город?

Дети: Город Октябрьский.

Логопед: А как называется наша Республика?

Дети: Республика Башкортостан.

Логопед: – Как мы называем одним словом город, где живут много наций?

Дети: Многонациональный.

Логопед: – Как вы думаете, как должны относиться горожане к своему городу, памятным местам?

Дети отвечают. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка на занятии и прощается с ними.

Список литературы:

1.Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: из-во Баш. Энциклопедия, 1995.

2.Гарипов М. Достопримечательности города Октябрьского. – Октябрьский, 1996.

3.Город Октябрьский: устремленный в будущее. – Октябрьский – 2006.

4.Исследователи-путешественники о Башкортостане. ХVIII век / Сост., предисл., коммент.  В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь