Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021
Рахимова Анастасия Алексеевна
учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад № 14
города Октябрьский Республики Башкортостан
Цель: Формирование представлений детей о родном городе Октябрьский.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей навыки словообразования.
- Совершенствовать грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже).
- Совершенствовать фонематических представлений (звуковой анализ слова).
Развивающие:
- Развивать речь детей, обогатить словарь на тему «Город».
- Развивать межполушарное взаимодействие.
- Развивать зрительное внимание и восприятие, тонкую моторику пальцев рук.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство гордости за свой город.
- Воспитывать у детей любовь к родному краю, городу.
- Воспитывать чувство уважения к достопримечательностям города.
Направления: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседа о городе, о достопримечательных местах, чтение стихотворение о городе, рассматривание слайдов о городе Октябрьский, разучивание физкультминутки «Наш город» и пальчиковой гимнастики «Город».
Методы и приёмы: чтение стихотворения, рассматривание слайдов, использование кинезиологического упражнения «Ухо – нос», физкультминутки «Наш город» и пальчиковой гимнастики «Город».
Материалы и оборудование: мольберт, фото памятных мест города, слайды с изображениями достопримечательностей города, карточки, фишки, матерчатый мяч.
Ход организованной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Дети входят в кабинет и становятся в круг.
Логопед: – Здравствуйте, ребята. Наше занятие мы начнём с упражнения «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Дети вместе с логопедом выполняют кинезиологическое упражнение.
Логопед: Молодцы. Проходите и садитесь на свои места.
2.Объявление темы.
Логопед: – Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Город дружбы», которое написал С. Агапов. Вы послушайте его внимательно и потом скажите, о каком городе идёт речь.
У границы республик великих,
Где Ик вьётся в низовьях холмов,
Город нефти стоит многоликий,
Овеваемый розой ветров.
Словно вышит он яркою нитью,
Вырастает у всех на виду.
Через годы его и события
Я дорогою жизни иду.
Логопед: – Как вы думаете, о каком городе говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится о городе Октябрьский.
Логопед: А кто догадался, о чём мы сегодня на занятии будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о нашем городе.
Логопед: Да, верно. Мы сегодня будем говорить о нашей малой Родине – о городе Октябрьский. Нашему городу в этом году исполнилось 75 лет. В состав какой республики входит наш город?
Дети: Наш город входит в состав Республики Башкортостан.
Логопед: А какой наш город?
Дети: Наш город большой, зеленый, красивый, богатый.
Логопед: В нашем городе много национальностей. Значит город какой?
Дети: Многонациональный.
Логопед: Давайте вместе произнесём «многонациональный».
Дети: Многонациональный.
Логопед: Верно, молодцы.
3.Игра «Семейка слов».
Логопед: А теперь я приглашаю вас на игру «Семейка слов». Встаньте в круг.
Логопед берет в руки небольшой матерчатый мяч.
Логопед: Соберите родственную семейку слов к слову «город». Большой город, а когда город маленький…
Дети: Городок.
Логопед: Маленький городок, а огромный…
Дети: Городище.
Логопед: Парк в городе, какой? От слова «город».
Дети: Городской.
Логопед: Жительница города…
Дети: Горожанка.
Логопед: Все мы жители города, мы…
Дети: Горожане.
Логопед: Молодцы. Садитесь на свои места.
Логопед убирает мяч. Дети садятся за столы.
Логопед: В нашем городе много достопримечательных мест. Посмотрите на экран.
4.Слайды с достопримечательностями города.
Логопед: Ребята, кто узнал, что за достопримечательность на экране?
На слайде площадь В.И. Ленина.
Дети: Это площадь Ленина.
Логопед: Верно. Это главная площадь нашего города, где проходят все главные мероприятия. Посмотрите следующий слайд. Что это?
На слайде памятник Думы солдата.
Дети: Памятник Думы солдата.
Логопед: Правильно. А теперь угадайте, что это за место?
На слайде музей имени А. Шокурова.
Дети: Это музей имени Шокурова.
Логопед: Вы правы. Угадайте, что изображено на следующем слайде?
На слайде бюст Т.Л. Нуркаеву.
Дети: Это бюст Нуркаеву.
Логопед: Верно. А теперь что изображено?
На слайде 100 скважина.
Дети: Это сотая скважина.
Логопед: Верно. В нашем городе есть еще много достопримечательных мест. О них мы поговорим в следующий раз. А теперь немного отдохнем. Встали возле своих стульчиков.
5.Физкультминутка «Наш город».
Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон. (показывают крыши и распахивают руки. как окна)
Город наш такой большой, (руки в стороны)
Он уютный и живой, (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет. (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается, (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
Логопед: – Садитесь на места.
Дети садятся за столы.
- Игра «Чего не стало?».
На мольберте прикреплены фото памятных мест города.
Логопед: Ребята, посмотрите на мольберт. На нем изображены памятные места нашего города: бюст Т.Л. Нуркаеву, памятник Думы солдата, музей им. А. Шокурова, сотая скважина, памятник В.И. Ленина. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из открыток. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало. Следите за правильным произношением звуков. Отвечайте по очереди.
Логопед: Чего не стало?
Дети: Не стало бюста Нуркаеву.
Логопед: Правильно. Закройте глаза еще раз. Чего не стало?
Дети: Не стало памятника Думы солдата.
Логопед: Верно. Закрывайте глаза. Чего не стало?
Дети: Не стало музея им. Шокурова.
Логопед: Верно. Закрывайте глаза. А сейчас чего не стало?
Дети: Не стало сотой скважины.
Логопед: Верно. Закрывайте глаза. Теперь чего не стало?
Дети: Не стало памятника Ленину.
Логопед: Всё верно. Молодцы. А для следующего задания нам нужно подготовить пальчики.
7.Пальчиковая гимнастика «Город».
Город – это не только улицы (Сжимают, разжимают кулачки)
И небо, что сильно хмурится.
Город – это ещё и прогулки, (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)
Домики, скверы и переулки.
В городе украшенье двора –
Громкая шумная детвора!
Занятие детям найдётся всегда, (Сжимают, разжимают кулачки)
Ведь много таят в себе города!
Кто на самокате прокатится чуток, (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)
А кто-то рассматривать будет песок.
Город для всех развлечение,
Одна прогулка – уже приключение! (Сжимают, разжимают кулачки)
Логопед: Молодцы.
8.Игра «Составь схему».
Логопед: – Теперь я каждому раздам картинки, а вы составьте схему слова. Для этого определите, сколько слогов в слове. Затем отмечаете, какие звуки в каждом слоге и выкладываете фишки.
Логопед раздает карточки с разными изображениями (парк, музей, бюст, город, фонтан, Плаза) каждому ребенку.
Дети выполняют задания. Логопед оценивает каждого ребенка.
Логопед: – Хорошо, убрали пособия. Теперь закрепим пройденное на занятии.
9.Итог занятия.
Логопед: – Как называется наш город?
Дети: Город Октябрьский.
Логопед: А как называется наша Республика?
Дети: Республика Башкортостан.
Логопед: – Как мы называем одним словом город, где живут много наций?
Дети: Многонациональный.
Логопед: – Как вы думаете, как должны относиться горожане к своему городу, памятным местам?
Дети отвечают. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка на занятии и прощается с ними.
Список литературы:
1.Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: из-во Баш. Энциклопедия, 1995.
2.Гарипов М. Достопримечательности города Октябрьского. – Октябрьский, 1996.
3.Город Октябрьский: устремленный в будущее. – Октябрьский – 2006.
4.Исследователи-путешественники о Башкортостане. ХVIII век / Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007.