Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников

0
1477

Кашковская Оксана Юрьевна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида»
МУ «Управление образования»
администрации МОГО «Ухта»

 

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий, где обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба здоровья и способствует его укреплению.

Все дошкольные образовательные учреждения решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы педагогов возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой. Каждое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. В основе системы лежит целительная методика А.Н.Стрельниковой. Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания; автоматизацию нижне-реберного диафрагмального типа дыхания; регулирование дыхательного ритма; формирование навыка правильного дыхания (полноценный вдох-пауза-удлиненный выдох); формирование темпо-ритмических характеристик речи.
  2. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений. В которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Целью фонетической ритмики является соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с общей моторикой и развитие фонематического слуха. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на нормализацию речевого дыхания и плавность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
  3. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, которое сопровождается снятием психического напряжения. Важно научить ребенка управлять своим телом для формирования эмоциональной стабильности. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Дети укладываются на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Включается спокойная музыка. В процессе расслабления организм перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные и беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные и робкие приобретают уверенность, бодрость. Свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
  4. Су-джок терапия – стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, колючие валики и колечки). Большой палец отвечает за голову человека, кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Су-джок терапия проводится ежедневно на каждом занятии.
  5. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок», «Замок»; упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
  6. Аурикулотерапия – система воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путем растирания ушной раковины до легкого покраснения и появления чувства тепла.
  7. Развитие общей моторики. Используются комплексы физминуток, которые разработаны согласно лексической теме недели. После сна проводятся закаливающие процедуры, применяются дорожки здоровья. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, массажным коврикам и т.п.
  8. Развитие мелкой моторики кистей рук. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим артикуляционную моторику, а также подготавливает кисть руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление). Для тренировки мелкой моторики кистей рук используются счетные палочки, камешки марблс, фишки, пазлы, обводка шаблонов, штриховка изображений, пальчиковые игры и т.п.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

материалы в печатный сборник 

Список литературы:

  1. Михеев Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, Методические рекомендации, М., 2009 г.;
  2. Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе, 2011 г.;
  3. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России, Школа здоровья, 2008 г.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь