Тренировка дикции

Королева Елена Леонидовна
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №14 компенсирующего вида»
МУ «Управление образования»
администрации МОГО «Ухта»

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

ТРЕНИРОВКА ДИКЦИИ

 

Невнятная речь часто становится причиной насмешек. Человека перестают понимать, а позже и вовсе не воспринимают всерьез. Плохая дикция является проблемой, которую необходимо исправить, пока она окончательно не испортила жизнь. Каждый родитель, воспитывая своего ребенка, стремится, чтобы у сына был четкий и командный голос, а у дочери – нежная и звонкая речь. Главное – это вовремя обнаружить проблемные звуки и исправить ошибки, пока над ребенком не стали смеяться дети из его окружения. Для гармоничного развития и успешного обучения в школе каждому ребенку нужна тренировка дикции, а именно ясной и членораздельной речи.

Итак, нужно выделить несколько минут вечером для работы над дикцией. Проделывать упражнения нужно ежедневно по 15 минут день.

Первый этап работы – это разминка. В каждом упражнении необходимо зафиксировать определенное положение. Каждое упражнение выполнять 3-4 секунды.

Упражнения для губ:

  • «Улыбка» – натянуть губы в улыбке, не открывая рта;
  • «Забор» – открыть рот, показать все зубы;
  • «Трубочка» – вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты;
  • «Бублик» –открыть рот, губы в напряжении как при произнесении звука –о –;
  • «Рупор» – полностью раскрыть рот как можно шире, как при произнесении звука – а –.
материалы в печатный сборник 

Упражнения для языка:

  • «Лопатка» – высунуть язык, пытаясь коснуться подбородка;
  • «Горка» – открыть рот и упереться языком в нижнюю часть зубов, язык приподнят;
  • «Сладкая конфета» – не открывая рта, упереться языком в левую щеку, затем в правую щеку;
  • «Маятник» – высунуть язык и потянуться им влево, затем вправо;
  • «Иголочка» – высунуть узкий язык вперед;
  • «Грибок» – присосать язык к верхнему нёбу, натягивая подъязычную уздечку;
  • «Лошадка» – присосать язычок к твердому нёбу, заставить кончик языка соскользнуть, ударив им по нижнему нёбу (получится цокающий звук, который издает лошадка).

Каждую группу упражнений выполнять 2,5 минуты. Вначале выполнять упражнения для губ, а затем упражнения для языка. Следующие 10 минут повторять скороговорки. Каждую скороговорку повторять около 2 минут. Пять скороговорок в день будет достаточно. Прочитать скороговорку несколько раз и выучить её наизусть. Вначале проговаривать медленно каждый звук, постепенно увеличивая скорость. Все звуки произносить четко и правильно. При каждой ошибке нужно много раз повторить слово сначала по слогам, затем внятно и медленно произнести слово. И только потом повторить скороговорку. Например:

  1. Считать вместе с ребенком: «раз, два, три»
  2. Добавить слово: «раз сушка, два сушка, три сушка»
  3. Усложнить: «Саша сосала сушку раз, Саша сосала сушку два, Саша сосала сушку три»
  4. Повторить «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Если ребенок овладел скороговоркой, то можно разнообразить задания: предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа. Когда скороговорка уже правильно заучена, то можно поменять и темп. Скороговорки не только совершенствуют артикуляционно-речевые навыки, но и развивают фонематический слух, память, воображение, пополняют словарный запас. Проговаривание и заучивание смешных скороговорок принесут и пользу, и хорошее настроение.

Далее можно поработать с трудными текстами и отрабатывать четко звуки. Например:

  • – Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • – Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол да не по-колоколовски.
  • – Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

После того как ребенок усвоит сложные тексты – можно перейти к сложным словам. Например: повторить медленно слова, затем повторить быстро слова:

  • – воспользовавшемуся;
  • – проиллюстрировала;
  • – четырехсотдолларового.

Только таким образом можно добиться качественного произношения звуков. Когда все ошибки будут исправлены – ощущается качество и четкость речи. Хорошая дикция развивает в детях открытость, придает уверенность и обаяние.

Список литературы:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей, М, 1981 г.;
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников, М, 2001 г.;
  3. Сарабян Э. Научитесь говорить так, чтобы вас услышали, Астрель, 2015 г.;
  4. Фомичева Н.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М, Просвещение. 1989 г.;

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь