Предметно-пространственная среда как средство развития устной речи дошкольнико

Пикульникова Ирина Анатольевна
Рындина Марина Митрофановна
воспитатели
МАОУ «ОК«Лицей №3»имени С.П.Угаровой
отделение дошкольного образования
Детский сад «Теремок» г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

«В пустых стенах ребенок не заговорит…»
Е. И. Тихеева

Мир дошкольника имеет свой язык, свой способ представления и выражения. Личность ребенка неповторима, индивидуальна и отличается от взрослого. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем большеу него появляется возможности в познании окружающей действительности, тем полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды. Классики отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов говорили, что развивающая среда -э то определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Она строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка. Ведь установка на развитие является современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста. Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды – это одно из условий речевого развития детей.

Насыщая групповое пространство, мы думаем в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, общении со сверстниками и взрослыми.

Рекламное сообщение     

Наша группа оснащена современными играми: сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные игры, дидактические, которые включают наглядный материал. Устная речь рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого дошкольника. Средство общения сопровождается во всех видах игровой деятельности.

Мы в своей группе создаем условия для проведения сюжетно-ролевой игры. Они в свою очередь способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым. Дошкольники с интересом играют в такие игры как: «Больница», «Семья», «Магазин», «Строители», «Салон красоты» и т.д.

У наших детей пользуются популярностью физкультурно-оздоровительный уголок и подвижные игры, поскольку реализуют их потребность в двигательной активности. За счёт стихов, которые содержатся в игре, у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь.

Развитие устной речи дошкольников очень тесно связано с театрализованной деятельностью, так как дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаться в различных героев, менять интонацию голоса. Театрализованные игры способствуют развитию уверенности в себе, коммуникабельности.

Мы считаем, что именно дидактическая игра наиболее подходит для развития устной речи дошкольников. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, как он выполнял задание, общается со сверстниками, отвечает на вопросы взрослого. Играя в дидактические игры, дети пополняют и активизируют словарь, формируют умение правильно выражать свои мысли.

Настольные игры – это отдельный мир для детей и их содержание разнообразно. В группе дошкольники играют в такие игры, как: «Жили –были», «Чей домик», «Лото», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чебурашка и его друзья» и т. д.Настольная игра развивает речь детей: формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе и через игру побуждать детей к общению.

В итоге, мы можем сказать, что речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Таким образом, мы должны грамотно создать речевую развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, которая должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.

 

Список литературы:

  1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – М.: Просвещение,2009.
  2. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. С. 76.
  3. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. — М.: Просвещение, 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь