Никулина Татьяна Андреевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. Д. УШИНСКОГО
«УТРЕННИЕ ЛУЧИ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ КАРТИНОК
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепление у детей умения последовательно пересказывать текст.
Задачи:
Обучающие. Обогащать активный и пассивный словарь детей по теме «Весна». Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. совершенствовать навыки звукового синтеза. Учить понимать идею и содержание произведения. Учить запоминать и передавать языковые средства при пересказе. Продолжать учить детей рассуждать, отвечая на поставленные вопросы.
Развивающие. Развивать умение связно пересказывать текст, используя опорные картинки. Продолжать развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление. Развивать свободное общение взрослых и детей на основе технологии сотрудничества.
Воспитательные. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и любовь к красоте окружающей природы. Воспитывать внимание к речи товарищей, умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать у детей интерес к творчеству детских писателей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Словарная работа: активизировать словарь – насест, улей, встрепенулся, выпорхнул.
Оборудование: Воздушный шарик, фонарик, солнышко (картинка), аудиозапись «Песня жаворонка», опорные картинки к рассказу.
Предварительная работа
- Фонематические игры на прогулке и в помещении: «Что я слышу?», «Узнай звук», «Разные звуки».
- Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского. Чтение рассказов
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я заметила на стене яркие лучи. (Лучи от фонарика или игрушки). Что это может быть такое?
Дети: Лучи от фонарика.
Воспитатель: Я предлагаю понаблюдать за лучиком, что сейчас осветил лучик?
Дети: Лучик осветил облако. Лучик осветил травку.
Воспитатель: Протяните свои ладошки, лучик поиграет с вами (луч от фонаря освещает детские ладошки).
Ребята, опишите лучик, какой он?
Дети: Лучик яркий, светлый, блестящий, сказочный, волшебный, ласковый, тёплый.
Воспитатель: А какие ещё бывают лучи?
Дети: Лучи от солнца. Солнечные.
Воспитатель: Правильно, сегодня у нас в гостях весеннее солнышко и оно предлагает вам поиграть с ним (появляется солнышко).
Воспитатель: Для игры солнышко дарит нам свой блестящий лучик. До кого дотронется лучик тот и продолжает игру «Сравни и назови». (Дети сидят на ковре произвольно).
Весеннее солнышко тёплое, как (печка, батарея, чай).
Солнышко ласковое, как (мама, ветерок).
Солнышко яркое, как (лампочка, люстра, фара у машины).
Весеннее солнышко блестящее, как (колечко, пуговица).
Солнышко весёлое, как (песенка, малыш).
Воспитатель: Ребята, представляете, солнышко разбудило солнечного зайчика (воздушный шарик в форме зайчика). Вот он! Вы хотите ему что-нибудь сказать или у него что-нибудь спросить?
Дети: Здравствуй. Ты кто?
Солнечный зайчик: Я солнечный зайчик – Летунчик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Вот, например, в слове солнышко живёт звук [с]. А вы, ребята, умеете находить звуки в словах?
Воспитатель: Наши ребята с удовольствием поиграют в игру «Назови звук» (взрослый называет слова, дети определяют первый звук этих слов, например: улитка, арбуз, индюк, зонт, облако, часы, шуба).
С. зайчик: Какие вы молодцы!
С. зайчик зевает.
С. зайчик: Ох, я сегодня не выспался. Солнечный лучик меня разбудил, прогоните его, я спать хочу.
Воспитатель: Нет, нет, Летунчик, посмотри на наших ребят. Все они бодрые, веселые. Бери с них пример. Ребята, а вы хотите узнать, кого еще солнышко разбудило?
Дети отвечают.
Воспитатель: Послушайте рассказ знакомого нам писателя Константина Дмитриевича Ушинского, который так и называется «Утренние лучи». Но в тексте встретится несколько незнакомых слов. Я хочу у вас узнать, может, кто-нибудь знает их значение?
Словарная работа:
– Насест
– Встрепенулся
– Выпорхнул
– Улей
Пояснение значения слова сопровождается показом картинки.
Воспитатель: Ребята, почему проснулись птицы, насекомые, животные?
Дети: Потому что их разбудило солнышко. Наступило утро.
Воспитатель: Как солнышко будило землю?
Дети: Оно посылало на землю свои лучи.
(На доску выставляется картинка с изображением солнышка).
Воспитатель: «Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю».
Воспитатель: Кого разбудил первый солнечный луч?
Дети: Жаворонка.
Воспитатель: Послушайте, какую необыкновенную песенку он запел.
Воспитатель включает аудиозапись «Песня жаворонка».
Воспитатель: Я уверена, что среди вас есть маленькие волшебники, которые могут перевести песенку жаворонка на человеческий язык. О чем он пел?
Дети: Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!
Воспитатель: Какая была песня жаворонка? Назовите слова-признаки.
Дети: Радостная, звонкая, веселая, необыкновенная, высокая, серебряная…
(На доску выставляется картинка с изображением птицы).
Воспитатель: Как повёл себя зайчик, когда его разбудил лучик?
Дети: Зайчик весело запрыгал по росистому лугу искать себе сочной травки.
Воспитатель: Покажите этого зайчика своими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Указательный и средний пальчики выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Дети шевелят указательным и средним пальчиками, как будто зайчик передергивает ушками. Затем рука двигается вверх и вниз, изображая прыжки зайчика по росистому лугу.
(На доску выставляется картинка с изображением зайчика).
Воспитатель: Расскажите, ребята, как обрадовался петушок утреннему лучику?
Дети: Петушок захлопал крыльями и запел: «Ку – ка – ре – ку!»
(На доску выставляется картинка с изображением петушка).
Воспитатель: Что сделала пчёлка, когда её разбудил утренний лучик?
Дети: Выползла пчелка из улья, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.
(На доску выставляется картинка с изображением пчёлки).
Воспитатель: А теперь давайте мы сами превратимся в пчелок и полетаем по лугу.
Динамическая пауза «Пчелки»:
Шли наши ножки по лугу, по дорожке,
Шли, не устали, пчелками мы стали.
(Дети шагают, повторяют слова с воспитателем)
Вечером пчелки в улей слетелись.
(Дети приседают)
Утром проснулись,
(встают, потирают глаза),
Солнышку улыбнулись, потянулись,
(улыбаются, потягиваются),
Раз – росой они умылись.
(Умываются)
Два – изящно покружились.
(Кружатся),
Три – нагнулись и присели.
(Нагибаются, приседают).
На четыре – полетели.
(Летают и жужжат, садятся на стулья).
Воспитатель: Куда попал пятый лучик?
Дети: На постельку к лентяю.
Воспитатель: А что же он сделал?
Дети: Перевернулся на другой бок, не захотел вставать.
С. зайчик: Ребята, мне с вами очень интересно и спать я уже совсем не хочу. Мне очень понравился рассказ «Утренние лучи». Вы сможете пересказать этот интересный рассказ, чтобы я его получше запомнил?
Дети: Мы постараемся.
Воспитатель: И я вам постараюсь помочь. Послушайте рассказ еще раз внимательно, представьте себе его героев, их настроение, звуки, которые мы могли бы услышать, если бы увидели, как и автор этой истории, все своими глазами.
Повторное чтение рассказа воспитателем. Пятерым детям одеть колпачки разного цвета(лучики) предложить с помощью опорных картинок эмоционально пересказать его. Остальные дети слушают, оценивают, дополняют пересказ. Затем один-два ребенка пересказывают рассказ целиком.
Воспитатель: Сколько было солнечных лучиков?
Дети: Пять.
Воспитатель: Ребята, если бы лучик разбудил вас, как бы вы себя повели?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы сегодня на прогулку возьмём этот колпачок – лучик и вы придумаете свои истории о утреннем лучике.
Воспитатель: Летунчик, ты запомнил рассказ? Ребята помогли тебе?
С. зайчик: Попрошу солнышко каждый день будить меня пораньше. Столько всего интересного надо увидеть и узнать. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Летунчик! Прилетай к нам еще!
Воспитатель: А нам, ребята, остаётся поблагодарить солнышко за интересную игру и высказать своё мнение кому что сегодня понрави
Список литературы:
1.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие., Мозаика-Синтез; Москва
2.Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель,2006
3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком – М:2015.
4.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.,2000
Материал размещен в печатном сборнике