Утренние лучи

0
196

Никулина Татьяна Андреевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

 

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. Д. УШИНСКОГО
«УТРЕННИЕ ЛУЧИ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ КАРТИНОК

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель: Закрепление у детей умения последовательно пересказывать текст.

Рекламное сообщение

Задачи:

Обучающие. Обогащать активный и пассивный словарь детей по теме «Весна». Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. совершенствовать навыки звукового синтеза. Учить понимать идею и содержание произведения. Учить запоминать и передавать языковые средства при пересказе. Продолжать учить детей рассуждать, отвечая на поставленные вопросы.

Развивающие. Развивать умение связно пересказывать текст, используя опорные картинки. Продолжать развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление. Развивать свободное общение взрослых и детей на основе технологии сотрудничества.

Воспитательные. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и любовь к красоте окружающей природы. Воспитывать внимание к речи товарищей, умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать у детей интерес к творчеству детских писателей.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Словарная работа: активизировать словарь – насест, улей, встрепенулся, выпорхнул.

Оборудование: Воздушный шарик, фонарик, солнышко (картинка), аудиозапись «Песня жаворонка», опорные картинки к рассказу.

Предварительная работа

  1. Фонематические игры на прогулке и в помещении: «Что я слышу?», «Узнай звук», «Разные звуки».
  2. Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского. Чтение рассказов

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, я заметила на стене яркие лучи. (Лучи от фонарика или игрушки). Что это может быть такое?

Дети: Лучи от фонарика.

Воспитатель: Я предлагаю понаблюдать за лучиком, что сейчас осветил лучик?

Дети: Лучик осветил облако. Лучик осветил травку.

Воспитатель: Протяните свои ладошки, лучик поиграет с вами (луч от фонаря освещает детские ладошки).

Ребята, опишите лучик, какой он?

Дети: Лучик яркий, светлый, блестящий, сказочный, волшебный, ласковый, тёплый.

 Воспитатель: А какие ещё бывают лучи?

Дети: Лучи от солнца. Солнечные.

Воспитатель: Правильно, сегодня у нас в гостях весеннее солнышко и оно предлагает вам поиграть с ним (появляется солнышко).

Воспитатель: Для игры солнышко дарит нам свой блестящий лучик. До кого дотронется лучик тот и продолжает игру «Сравни и назови». (Дети сидят на ковре произвольно).

Весеннее солнышко тёплое, как (печка, батарея, чай).

Солнышко ласковое, как (мама, ветерок).

Солнышко яркое, как (лампочка, люстра, фара у машины).

Весеннее солнышко блестящее, как (колечко, пуговица).

Солнышко весёлое, как (песенка, малыш).

Воспитатель: Ребята, представляете, солнышко разбудило солнечного зайчика (воздушный шарик в форме зайчика). Вот он! Вы хотите ему что-нибудь сказать или у него что-нибудь спросить?

Дети: Здравствуй. Ты кто?

Солнечный зайчик: Я солнечный зайчик – Летунчик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Вот, например, в слове солнышко живёт звук [с]. А вы, ребята, умеете находить звуки в словах?

Воспитатель: Наши ребята с удовольствием поиграют в игру «Назови звук» (взрослый называет слова, дети определяют первый звук этих слов, например: улитка, арбуз, индюк, зонт, облако, часы, шуба).

С. зайчик: Какие вы молодцы!

С. зайчик зевает.

С. зайчик: Ох, я сегодня не выспался. Солнечный лучик меня разбудил, прогоните его, я спать хочу.

Воспитатель: Нет, нет, Летунчик, посмотри на наших ребят. Все они бодрые, веселые. Бери с них пример. Ребята, а вы хотите узнать, кого еще солнышко разбудило?

Дети отвечают.

Воспитатель: Послушайте рассказ знакомого нам писателя Константина Дмитриевича Ушинского, который так и называется «Утренние лучи». Но в тексте встретится несколько незнакомых слов. Я хочу у вас узнать, может, кто-нибудь знает их значение?

Словарная работа:

– Насест

– Встрепенулся

– Выпорхнул

– Улей

Пояснение значения слова сопровождается показом картинки.

Воспитатель: Ребята, почему проснулись птицы, насекомые, животные?

Дети: Потому что их разбудило солнышко. Наступило утро.

Воспитатель: Как солнышко будило землю?

Дети: Оно посылало на землю свои лучи.

(На доску выставляется картинка с изображением солнышка).

Воспитатель: «Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю».

Воспитатель: Кого разбудил первый солнечный луч?

Дети: Жаворонка.

Воспитатель: Послушайте, какую необыкновенную песенку он запел.

Воспитатель включает аудиозапись «Песня жаворонка».

Воспитатель: Я уверена, что среди вас есть маленькие волшебники, кото­рые могут перевести песенку жаворонка на человеческий язык. О чем он пел?

Дети: Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!

Воспитатель: Какая была песня жаворонка? Назовите слова-признаки.

Дети: Радостная, звонкая, веселая, необыкновенная, высокая, серебряная…

(На доску выставляется картинка с изображением птицы).

Воспитатель: Как повёл себя зайчик, когда его разбудил лучик?

Дети: Зайчик весело запрыгал по росистому лугу искать себе сочной травки.

Воспитатель: Покажите этого зайчика своими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Указательный и средний пальчики выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Дети шевелят указательным и средним пальчиками, как будто зайчик передер­гивает ушками. Затем рука двигается вверх и вниз, изображая прыжки зайчика по росистому лугу.

(На доску выставляется картинка с изображением зайчика).

Воспитатель: Расскажите, ребята, как обрадовался петушок утреннему лучику?

Дети: Петушок захлопал крыльями и запел: «Ку – ка – ре – ку!»

(На доску выставляется картинка с изображением петушка).

Воспитатель: Что сделала пчёлка, когда её разбудил утренний лучик?

Дети: Выползла пчелка из улья, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.

(На доску выставляется картинка с изображением пчёлки).

Воспитатель: А теперь давайте мы сами превратимся в пчелок и полетаем по лугу.

Динамическая пауза «Пчелки»:

Шли наши ножки по лугу, по дорожке,

Шли, не устали, пчелками мы стали.

(Дети шагают, повторяют слова с воспитателем)

Вечером пчелки в улей слетелись.

(Дети приседают)

Утром проснулись,

(встают, потирают глаза),

Солнышку улыбнулись, потянулись,

(улыбаются, потягиваются),

Раз – росой они умылись.

(Умываются)

Два – изящно покружились.

(Кружатся),

Три – нагнулись и присели.

(Нагибаются, приседают).

На четыре – полетели.

(Летают и жужжат, садятся на стулья).

Воспитатель: Куда попал пятый лучик?

Дети: На постельку к лентяю.

Воспитатель: А что же он сделал?

Дети: Перевернулся на другой бок, не захотел вставать.

С. зайчик: Ребята, мне с вами очень интересно и спать я уже совсем не хочу. Мне очень понравился рассказ «Утренние лучи». Вы сможете пересказать этот интересный рассказ, чтобы я его получше запомнил?

Дети:  Мы постараемся.

Воспитатель: И я вам постараюсь помочь. Послушайте рассказ еще раз внимательно, представьте себе его героев, их настроение, звуки, которые мы могли бы услышать, если бы увидели, как и автор этой истории, все своими глазами.

Повторное чтение рассказа воспита­телем. Пятерым детям одеть колпачки разного цвета(лучики) предложить с помощью опорных картинок эмоционально пересказать его. Остальные дети слушают, оценивают, дополняют пересказ. Затем один-два ребенка пересказывают рассказ целиком.

Воспитатель: Сколько было солнечных лучиков?

Дети: Пять.

Воспитатель: Ребята, если бы лучик разбудил вас, как бы вы себя повели?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы сегодня на прогулку возьмём этот колпачок – лучик и вы придумаете свои истории о утреннем лучике.

Воспитатель: Летунчик, ты запомнил рассказ? Ребята помогли тебе?

С. зайчик: Попрошу солнышко каждый день будить меня пораньше. Столько всего интересного надо увидеть и узнать. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Летунчик! Прилетай к нам еще!

Воспитатель: А нам, ребята, остаётся поблагодарить солнышко за интересную игру и высказать своё мнение кому что сегодня понрави

 

Список литературы:

1.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие., Мозаика-Синтез; Москва

2.Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель,2006

3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком – М:2015.

4.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.,2000

 

Материал размещен в печатном сборнике

«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» февраль – 2019

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь