Чернявская Оксана Михайловна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детский сад №51 Родничок»
с. Кагальник Азовский район Ростовская область
АХ, КАК В ЦИРКЕ ИНТЕРЕСНО!
занятие с применением коррекционно-развивающих
и здоровьесберегающих технологий для детей 5-6 лет
Актуальность: на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Также в своей работе использовать игровой массаж, самомассаж или пальчиковые игры, пассивную музыкотерапию. Перед пением – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых, мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Цель: Укрепление физического и психологического здоровья детей посредством организации коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий ДОУ.
Задачи:
- обучать детей способу выражения своего эмоционального состояния, развивать навыки речевого общения, совместной деятельности;
- развивать носовое дыхание;
- стимулировать мелкую моторику и координацию движений.
Музыкальный ряд: И. Арсеев «Слон и Моська», Д. Шостакович «Вальс», А. Островский «Спят усталые зверюшки», С. Рахманинов «Полька»
Атрибуты: две корзины с пластмассовыми шариками, носики клоунов, конфетки на шнуре, кукла би-ба-бо Клоун Бантик
Ход занятия:
- Приветствие. «Комплименты»
Утром в детский сад приду,
Вас, ребята, я спрошу,
Расспрошу вас обо всем,
Для чего мы в сад идем?
– Чтоб друг с другом подружиться, (берутся за руки в кругу)
И немного поучиться,
Чтобы вместе поиграть, (хлопки)
Много нового узнать, (разводят руки в стороны)
Рисовать, читать, лепить, (движения по тексту)
Комплименты говорить!
Воспитатель обращает внимание на куклу, сидящую в стороне:
– «Здравствуй, Бантик, ты сегодня такой веселый!..»
–Мы сегодня с вами едем в цирк! Хотите?
- Динамическое упражнение «Дорога в цирк»
На поезде мы ехали, («едут», колеса руками)
Долго-долго ехали,
Пересели на машину, («руль»)
Налили бензина, («наливаем бензин»)
Накачали шины! (качаем)
На машине ехали,
До реки доехали!
Т-р-р! Стоп! Разворот! (остановились, поворот)
На реке – пароход!
Пароходом ехали, (руки на плечи)
До горы доехали,
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет! (руки в стороны)
Самолет летит-гудит, («летят»)
И везет нас в цирк, спешит!
Теперь плавно приземлились, (приседают)
Вот он цирк! Остановились! (встают)
- Игропластика «Маг-волшебник!
Я – маг-волшебник, (сесть по-турецки)
Я только учусь!
Вот посмотрите –
Вперед наклонюсь, (прогнуться вперед сидя)
Змеей прогнусь!
Головой поверчу, (посмотреть вправо-влево)
Как захочу!
Котенком свернусь, (свернуться в «клубочек»)
А захочу –
В льва превращусь! (встали, «когти»)
А теперь я –мышка! (присели, «лапки»)
А теперь я – слон! (встали, широко разводим руки
Как гора, огромен он, (и ноги в стороны)
Добрый, мудрый, серый Слон!
- Игровой самомассаж «Обед у слона»
Раз слоненку на обед (поглаживают живот по часовой стрелке)
Принесли покушать
Торт большой, пирог, рулет, (против часовой стрелки)
Сто сосисок, (постукивать пальчиками живот)
Сто котлет,
Яблок сумку, (пощипывают живот)
Ящик сливок,
Две морковки и оливок!
А потом – ведро компота (поглаживают по часовой стрелке)
Только есть опять охота! (против часовой стрелки)
- Активное слушание музыки. Музыкальные контрасты. И. Арсеев «Слон и Моська» – (дети на 1 часть музыки «шагают» пальчиками на коленях, на 2 часть – легко «скачут» пальчиками, отмечая смену характера музыки)
- Игровой самомассаж «Обезьянка мыла лапки» (выполняется сидя на ковре)
Обезьянка мыла лапки (поглаживают кисти рук.)
Каждый пальчик по порядку, (массируют каждый палец)
А потом помыла ножки, (сидя поглаживают ноги)
И потерла их немножко!
Ушки тоже не забыла – (щипают мочки ушей)
Пощипала, терла с мылом! (трут уши)
А потом она быстрее
Всю-всю-всю помыла шею! (поглаживают шею сверху вниз обеими ладонями)
Только спинку не помыла –
Вдруг закончилось все мыло! (встают)
Друг за другом становись –
И мочалочкой потрись! (друг другу поглаживают спину сверху вниз)
- Коммуникативное упражнение с музицированием «Цветные клоуны»
(дети находят в корзинах с шариками цветные носики – красные и синие)
Красные носики –весело скачут, (поскоки)
Синие носики – грустные, плачут, (присели, «плачут»)
Красные носики – сели на стульчики, (садятся на стулья)
Синие носики – взяли свистульки, (берут свистульки)
Красные носики – берут погремушки, (берут погремушки)
Красные, синие – дружат друг с дружкой! (обнимаются парами)
(играют под музыку на музыкальных инструментах С. Рахманинов «Полька»)
- Игровое фонопедическое упражнение «Тигр вышел погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Тигр вышел погулять:
Р-р-р-р-р! (глиссандо вверх)
Запереть его забыли,
Раз, два, три, четыре, пять!
Р-р-р-рр-! (глиссандо вниз)
Он по улице идет (произносить коротко, но активно
Р-р-р-! в верхнем регистре)
Ни к кому не пристает
Р-р-р-! (активно в нижнем регистре)
Но от тигра почему-то
Разбегается народ! (глиссандо вверх)
А потом во весь опор
Прыгнул тигр через забор! (глиссандо вниз)
- Комплекс упражнений для массажа головы «Тигр купается»
Надо головы помыть (поглаживают круговыми движениями
Затылок и макушку голову, уши)
Пена мыльная ползет,
Тигренку на ушки!
Побежали по головке (бегают пальчики круговыми
Быстро-быстро пальчики движениями)
Делают себе массаж
Тигрята – девочки и мальчики!
Вот они сбегаются, (пальчики сбегаются-разбегаются)
Снова разбегаются,
И опять сбегаются,
Снова разбегаются!
А теперь мы – львята – (трясут головой)
Лохматые ребята,
И теперь мы все красиво
Львятам всем расчешем гриву! (расчесывают волосы пальцами)
- Гимнастика для глаз «Конфетка»
За конфеткой львы следят, (дети берут конфетку на шнуре
Вправо-влево поглядят, и выполняют движения по тексту)
Вверх и вниз,
Потом по кругу
Смотрят львята друг за другом,
Нам нельзя потрогать лапой,
Хоть и хочется конфетку сцапать!
- Упражнение на расслабление всего организма «Тишина»
Тише-тише. Тишина. (лежа на ковре)
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать,
Ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать…
Пассивное слушание музыки А. Островский «Спят усталые зверюшки»
- Упражнение для пробуждения
Вот пушистые тигрятки,
Мирно спят в своих кроватках,
Но тигрятам хватит спать,
Пора полосатеньким вставать!
Лапку правую потянем (выполняют движения по тексту)
Лапку левую потянем,
Глазки открываем,
С ножками играем:
Поднимаем ножки,
Выпрямляем ножки,
На велосипеде поскорей
По цирковой дорожке!
С боку на бок повернемся
И уже совсем проснемся!
- Прощание (с клоуном)
Закрываются в цирке двери,
Спать ложатся уставшие звери,
Добрый зритель покинул зал,
Клоун тоже шутить устал!
Он прощается с вами, ребята…
Список литературы:
- Ефименко, Н.Н. Материалы к авторской программе «Театр физического развития и оздоровление детей дошкольников и младших школьников» / Линка-Пресс, 1999г.
- Лебединский, В.В Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / М.: Просвещение, 2000г.
- Фирилёва, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе» / С-Петербург,2003г.
- Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика /М.: Айрис-пресс, 2007г
- Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия / М.: ВАКО, 2005г.
Материал размещен в печатном сборнике