Организация исследовательской деятельности старших дошкольников на основе элементов педагогики Марии Монтессори

0
535

Агаева Инна Васильевна
педагог-психолог
Непокрытова Наталья Сигизмундова
учитель-логопед
Яровая Лидия Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок»
поселок Борисовка Белгородской области

 

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ

 

Рекламное сообщение

Сегодняшний мир столь динамичен и меняется он столь стремительно, что опираясь только на наработанные годами стереотипы, выжить в нём, невозможно. В нынешнее время современный человек должен быть социально-развитой личностью, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Развитие дошкольника во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию ребенка дошкольного возраста является целевой установкой ФГОС.

Существует много путей развития потенциала личности, но исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок сам смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Ведь в процессе исследования малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Маленький ребенок уже от природы неутомимый исследователь. Он все на свете хочет знать, ему все интересно и ему обязательно необходимо везде сунуть свой любопытный носик. А какими знаниями он будет обладать, напрямую зависит от того, сколько разного и интересного малыш увидит, услышит, потрогает, понюхает и т.п. Ведь согласитесь, ребёнок – дошкольник очень часто проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Но самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы педагоги.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности мы учим детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности, актуальности в выборе проблемы.

Вся образовательная деятельность в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей, таких как проектный метод обучения, наглядный, игровой. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, мы используем методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая предметно-пространственная среда. Мы делаем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

В нашей группе собрано необходимое оборудование для мини-лаборатории «Юный исследователь». С созданием лаборатории повысилось стремление детей к экспериментальной деятельности, желание самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях. Дети часто задавали вопросы: «Что случится с растениями, если их не поливать?» или «Почему замерзла вода?» но, проводя, необходимые опыты и эксперименты сами находили ответы на свои вопросы.

Зимой, в период новогодних праздников вместе с детьми мы изготавливаем цветные фонарики из замерзшей воды. Детей очень увлекает этот процесс. Они самостоятельно раскрашивают воду в различные цветовые оттенки, разливают ее по формочкам и ждут с нетерпением, когда вода замерзнет. Результат общего труда не заставляет долго ждать. И вот уже ледяные огоньки украшают елочку на территории детского сада. Все воспитанники и родители, конечно же, обращают внимание на новогодний наряд елочки, а наши дети получают удовлетворение и радостное настроение, что елочка на улице тоже зажгла огоньки.

Постепенно «лабораторию» мы наполняем новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

В младшем дошкольном возрасте мы внесли оборудование для определения контрастных свойств, предметов: легкий-тяжёлый, мягкий-твёрдый, гладкий-шершавый.

Для детей старшего дошкольного возраста обучающие задачи игр усложняются. Дети учатся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Мы вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».

Проводя экспериментально-исследовательскую работу, стараемся закрепить полученные знания дидактической или подвижной игрой.  Мы разработали и изготовили различные дидактические игры:

Игра «Разбитый кувшин» – в этой игре дети знакомятся со свойствами и разновидностями бумаги (салфеточная, гофрированная, обёрточная и т.д.), а также закрепляют знания геометрических фигур.

Игра «Чьи семена» – в процессе игры дети учатся сравнивать различные семена и находить к какому растению они принадлежат. Игра развивает тактильную и зрительную память.

Игра «Волшебный сундучок» – игра состоит из разнообразных материалов различных по размеру, цвету, фактуре и т.п., она помогает развивать мелкую моторику рук, мышление, память и творчество. Закрепить знания цифр и букв.

Игра «Кто назовёт больше качеств и свойств» – для этой игры мы вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов.  Цель этой игры: развивать мышление, внимание, память, речь. Учить детей определять, анализировать структуру свойств материала, признаки, особенности материала предмета, с использованием алгоритмов.

В нашей группе были собраны различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков», «Ракушек», «Камней», «Насекомых».

Предметно-развивающую среду, обогащали и систематизировали в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.

Например, знакомя детей со свойствами песка, нами был разработан проект «Волшебный песок». Для осуществления проектной деятельности, мы установили в группе мини-песочницу. Мини-песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Мини-песочница позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. С чего мы начали работу над проектом?

  1. Обозначили цель и задачи проекта.
  2. Приготовили водонепроницаемый ящик, нашли ему удобный уголок в группе, желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь.
  3. Чистый просеянный песок прокалили (прокварцевали), заполнили им ящик на 1/3. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным.
  4. Подобрали формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающие в реальном и сказочном мире. Эту коллекцию постоянно пополняем.

В процессе реализации проекта, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Работая в песочнице, у ребенка развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Во время игр с песком гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также – речь и моторика.

Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, одновременно делается массаж кисти.

Например, игра «Одним словом назови и запомни», «Путешествие на…» эти игры учат классифицировать предметы по заданным признаком. Игра «Следопыты», эта игра развивает пространственное воображения, связана с распознаванием отпечатков на влажном песке. Игра «Узоры на песке», эта игра развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме. Игра «Картины на зеркале», эта игра развивает речь и воображение детей, привлекает детей к деятельности творческого характера; развивает мелкую моторику. Игра «Раскопки далёких миров», эта игра предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь. Вместе с детьми составили книжку-самоделку сказок, с рисунками детей.

Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха. Создали в группе мини-музей «Воздух невидимка». С целью обогащения предметно-развивающей среды новыми формами, расширение кругозора дошкольников и формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Идея создания первого музея исходила от детей. Во время прогулки, однажды в ветреную погоду, дети стали задавать много вопросов: «Откуда прилетел ветер?», «Куда он улетает?» «Откуда появляются облака?», «Где ложиться ветер спать?» и т.д. Создание музеев стала традицией нашей группы. После музея «Ветра», создали музей «Камней», музей «Нептуна», и музей «Деда Мороза».

Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца). Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности. Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта). Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.

Во время исследований мы неоднократно использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. На примере знакомых детям сказок, эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, приносят интересные вещи юным исследователям. Сказку «Колобок» мы использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

Работу с родителями ведем параллельно с подготовкой детей к исследовательской деятельности. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Для наглядной агитации родителям были предложены:

– папка-ширма «Познавательно-исследовательская деятельность детей». Для ознакомления родителей с организацией детского экспериментирования в практике работы группы и рекомендации по развитию познавательных интересов детей.

– папка-ширма «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.

Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком в не стен детского сада в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы.

В совместной работе с родителями, в нашей группе была разработана «Книга опытов», в которой родители вместе с детьми описывают эксперименты, проводимые ими в домашних условиях под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.

В группе проводятся различные выставки совместного творчества родителей и детей рисунков и аппликаций: «Весна – Красна», «Наша родина – Борисовка», выставка «Вееров».

Жизнь в группе насыщена разными событиями и новостями местного значения. Но не всегда родители в курсе всего происходящего. Поэтому нами была придумана информационная газета: «Вести из группы», в которой мы сообщаем об интересных событиях, произошедших в группе за последний месяц.

Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Нам как педагогам, необходимо  помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы мы им ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором он живёт  в итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на разрушение или на созидание окружающего его мира.

Список литературы:

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. — M.: Сотрудник школ, 1915. — 375 c.
  • Монтессори М. Руководство к моему методу. — М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. — 64 c.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. — М.: Работник просвещения, 1922. — 200 c.
  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн. 17. — C. 419—424.
  • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. — 1992. — 4 августа. — C. 4.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.
  • Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  • И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» – 2003г. – №3 – с. 12.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  • Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб., Питер, 2004.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь