Горбунова И.Н.,
Леденева М.А.,
Шабельникова И.Н.
воспитатели
МБДОУ ДС №52 «Ласточка»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Современные тенденции обучения и воспитания детей дошкольного возраста в естественно-научном направлении, говорят о том, что уже невозможно ограничиваться традиционными педагогическими методами, усилия педагогов направлены на поиски новых методов и приемов.
Реализация образовательной программы требует внедрение интерактивных экспозиций в развивающую предметно-пространственную среду, разработки соответствующих дидактических материалов, методического сопровождения.
А так как в летний-оздоровительный период количество занятий сокращается, это является наиболее благоприятным периодом для экспериментирования.
Изучение работ педагогов – новаторов, подвигла к созданию интерактивной естественно-научной лаборатории. Идея создания такой лаборатории опирается на выявленные преимущества исследовательского и проектного метода, а также на возможности, которые предоставлены воспитателям с введением ФГОС ДО.
Проект направлен на развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально – исследовательской деятельности, которая развивает продуктивное мышление, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Проблемой проекта стало: отсутствие условий для экспериментирования в дошкольных учреждениях города. Все функционирующие в городе детские сады были построены в 70-е–80-е годы, поэтому и в конструкции здания специализированно оборудованных помещений для проведения безопасного исследования и экспериментирования не предполагалось. Созданные в группах уголки экспериментирования, деятельность в которых сводится к повседневному наблюдению, изжили себя. Исходя из вышеизложенного был найден выход, создание естественно – научной лаборатории (ЕНЛ) на базе нашего детского сада.
Это лаборатория, которая дает возможность ДОО реализовывать образовательную деятельность, проекты, заниматься исследованиями.
Цель работы: предоставление дошкольникам возможности на практике ознакомиться с серьезным наукоемким оборудованием, осознать и понять на практике методы и задачи исследования.
Задачи:
- Создать ЕНЛ, содержащую многофункциональную развивающую предметно пространственную среду, отвечающую требованиям ФГОС.
- Организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в условиях функционирования ЕНЛ:
- развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: познавательно-речевому и социально-личностному;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развитие самостоятельности и критичности мышления, обучение способам работы с информацией.
- Разнообразить формы работы по организации естественно – научной образовательной деятельности с воспитанниками детского сада:
- организацию работы экспериментально-исследовательских проектов
- ежемесячную организацию познавательных праздников и досугов;
ЕНЛ строится как набор отдельных модулей. Каждый модуль реализуется на основе тематического планирования, построенного с использованием научного оборудования, вокруг которого создается набор объектов и инструментов для проведения собственных опытов.
В рамках работы с каждым модулем, воспитанникам предлагаются несколько кейсов для проектной работы в группе. Перед началом работы воспитанники проходят фазу предварительного ознакомления с оборудованием, правилами работы, инструкциями по безопасности.
Знакомство с научными методами построено на описании истории открытий и изобретений, представляемой, в том числе, в электронном виде.
Воспитанники к началу работы в ЕНЛ, имеют сформированный опыт работы в группе с выделением ролей для каждого. Группы имеют переменный состав, каждый ребенок должен испытать себя в разных ролях. Воспитатель сопровождает своих воспитанников, но в процессе работы, в основном, ограничивается ролью наблюдателя. Педагог заранее ставит перед группой проблему проекта или исследования, помочь сформулировать вопросы исследования, индивидуальные роли, которые им придется исполнять в ходе групповой работы. Непосредственно в лаборатории проводится короткий инструктаж, после которого дети приступают к работе под наблюдением педагога.
Деятельность воспитанников должна стать естественным продолжением их образовательной деятельности. Не должно получиться так, что роль воспитателя будет сводиться только к доставке детей в лабораторию. Решить эту проблему можно, если подойти к внедрению естественно – научной лаборатории в образовательный процесс ДОО, как к инновационному процессу.
Разработанные примерные темы проектов и исследований позволяют использовать лабораторию для поддержки образовательной программы, интегрируя все образовательные области.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ