Маркина Ольга Александровна
Лебедева Ирина Юрьевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №335»
городского округа Самара
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – самый важный возраст становления личности.
Этот период важен для развития познавательной потребности воспитанника, который находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, который развивает продуктивные формы мышления. [2, с.7].
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, в нашей группе был создан центр науки «Умники и умницы».
Цель исследовательской деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1.Углублять представления детей о живой и неживой природе.
2.Формировать у дошкольников способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
3.Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
4.Расширять поисково-познавательную деятельность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Формировать умение у детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, отвечать на вопросы, делать выводы.
Экспериментальная деятельность проводится в центре науки «Умники и умницы». Здесь находятся образцы:
- природных материалов: песка, глины, чернозёма; полезные ископаемые Самарского края: известняк, ракушечник; камни, галька, гранит, железо, мел; семена цветов, деревьев: шишки, жёлуди, крылатки; зерновые культуры.
- Природный уголок.
- Поделки из природного материала
Для активизации детской исследовательской деятельности используем оборудование для младшего возраста: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелки, стаканы, песочные формочки, ложки, пипетки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, солнечную печку и т. д.
План экспериментальной деятельности делится на 4 блока.
Первый блок опытов: знакомство с воздухом
- «Ворчливый шарик»
- «Здравствуй, ветер»
- «Воздух свистит и поёт»
Вывод: воздух не видим, не имеет запаха и цвета. Можно создать ветер при помощи ветряка и веера.
Второй блок опытов: знакомство с водой
- «Знакомство со свойствами воды»
- «Играем с красками».
- «Когда льётся, когда капает»
- «Куда исчез лёд»
- «Вкусная вода»
Вывод: вода не имеет запаха, цвета, вкуса, но при добавлении вкусовых добавок вкус меняется. При добавлении красок вода меняет цвет.
Третий блок опытов: знакомство со свойствами песка
- «Песочные часы»
- «Какой бывает песок».
- «Как песок пропускает воду»
- «Что пропускает сито?»
Вывод: песок рыхлый, сыпучий, но при добавлении воды из песка можно лепить.
Четвёртый блок опытов: знакомство со светом
- «Солнечный зайчик».
- «Эксперименты с лучом света».
- «Чёрное и белое».
Вывод: темные листы бумаги нагреваются больше, через стекло свет проходит, а через книгу нет, может образовываться тень.
Каждый опыт зарисовывался и делался вывод.
Все занятия построенные таким образом, что по мере выполнения заданий перед детьми ставятся более сложные задачи, для выполнения которых необходимо опираться на опыт предыдущих экспериментов. Таким образом, у детей развивается логика, память, мышление.
При проведении опытов используем личностно-ориентированный подход, стараемся, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает.
Список литературы:
1.Е.В.Барановой «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития,2009г.
2.Е.В. Марудовой «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Санкт- Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2010г.
3.ТугушеваГ.П.,Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей». Санкт- Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ