Исследовательская деятельность с детьми младшего возраста

0
1131

Маркина Ольга Александровна
Лебедева Ирина Юрьевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №335»
городского округа Самара

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

 

Дошкольное детство – самый важный возраст становления личности.

Рекламное сообщение     

Этот период важен для развития познавательной потребности воспитанника, который находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, который развивает продуктивные формы мышления. [2, с.7].

Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, в нашей группе был создан центр науки «Умники и умницы».

Цель исследовательской деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1.Углублять представления детей о живой и неживой природе.

2.Формировать у дошкольников способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

3.Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

4.Расширять поисково-познавательную деятельность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

  1. Формировать умение у детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, отвечать на вопросы, делать выводы.

Экспериментальная деятельность проводится в центре науки «Умники и умницы». Здесь находятся образцы:

  • природных материалов: песка, глины, чернозёма; полезные ископаемые Самарского края: известняк, ракушечник; камни, галька, гранит, железо, мел; семена цветов, деревьев: шишки, жёлуди, крылатки; зерновые культуры.
  • Природный уголок.
  • Поделки из природного материала

Для активизации детской исследовательской деятельности используем оборудование для младшего возраста: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелки, стаканы, песочные формочки, ложки, пипетки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, солнечную печку и т. д.

План экспериментальной деятельности  делится на 4 блока.

Первый блок опытов: знакомство с воздухом

  • «Ворчливый шарик»
  • «Здравствуй, ветер»
  • «Воздух свистит и поёт»

Вывод: воздух не видим, не имеет запаха и цвета. Можно создать ветер при помощи ветряка и веера.

Второй блок опытов: знакомство с водой

  • «Знакомство со свойствами воды»
  • «Играем с красками».
  • «Когда льётся, когда капает»
  • «Куда исчез лёд»
  • «Вкусная вода»

Вывод: вода не имеет запаха, цвета, вкуса, но при добавлении вкусовых добавок вкус меняется. При добавлении красок вода меняет цвет.

Третий блок опытов: знакомство со свойствами  песка

  • «Песочные часы»
  • «Какой бывает песок».
  • «Как песок пропускает воду»
  • «Что пропускает сито?»

Вывод: песок рыхлый, сыпучий, но при добавлении воды из песка можно лепить.

Четвёртый блок опытов: знакомство со светом

  • «Солнечный зайчик».
  • «Эксперименты с лучом света».
  • «Чёрное и белое».

Вывод: темные листы бумаги нагреваются больше, через стекло свет проходит, а через книгу нет, может образовываться тень.

Каждый опыт зарисовывался и делался вывод.

Все занятия построенные таким образом, что по мере выполнения заданий перед детьми ставятся более сложные задачи, для выполнения которых необходимо опираться на опыт предыдущих экспериментов. Таким образом, у детей развивается логика, память, мышление.

При проведении опытов  используем личностно-ориентированный подход, стараемся, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает.

Список литературы:

1.Е.В.Барановой «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития,2009г.

2.Е.В. Марудовой «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Санкт- Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2010г.

3.ТугушеваГ.П.,Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей». Санкт- Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь