Реализация регионального компонента в ДОУ при интеграции образовательных областей «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие» дошкольников

Шеина Людмила Ивановна
инструктор по физической культуре
Агафонова Ирина Александровна
Ефремова Валентина Владимировна
музыкальные руководители
Муштатова Ольга Александровна
старший воспитатель
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
город Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

3 секция Реализация регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

название – Реализация регионального компонента в ДОУ при интеграции образовательных областей «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие» дошкольников 

1 слайд В «Национальной доктрине образования РФ» говорится о том, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов РФ.

2 слайд. В соответствии с данными требованиями, назначение регионального компонента – защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды региональной системы образования как важнейшего фактора развития.

Рекламное сообщение     

3 слайд Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.

Сказки, загадки и пословицы расширяют представления об условиях жизни, ценностях и быте людей. Вместе с симпатией к героям сказок у детей развивается уважение к народу, их создавшему.

4 слайд (2 клика) Доброта, уважение к людям воспитываются через все доступные детям виды музыкальной деятельности – слушание песен, игра национальных мелодий на детских музыкальных инструментах.

5 слайд (2 клика) Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» хорошо интегрируется с образовательной областью «Физическое развитие».

 6 слайд (2 клика) В процессе восприятия детьми произведений изобразительного искусства педагоги обращают внимание на красоту сильных, здоровых людей, изображенных на картинах, проживающему на территории Белгородчины, на то, на культуру быта, народные обряды и традиции. Как правило, этой работе предшествует ознакомление со сказками, слушание народной музыки. Организация праздников, музыкальных и народных игр, слушание и исполнение календарно-обрядовых песен предоставляет также широкие возможности для интеграции.

7 слайд (2 клика) Способы заботы о своем здоровье наших предков отражены в пословицах, поговорках, художественной литературе, в произведениях изобразительного искусства пробуждают познавательный интерес в области оздоровительных технологий.  А знакомство со знаменитыми спортсменами – уроженцами Старого Оскола, их достижениями – вызывает у ребят стремление быть похожими на них, обладать развитыми физическими качествами, желание заниматься физкультурой.

 8 слайд Подвижные народные игры побуждают детей к общению в процессе обсуждения правил, выбора ведущих (или водящих), распределения ролей, разделения на команды.

Таким образом, происходит интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие».

При проектировании регионального модуля «Я люблю свой город» данный принцип интеграции учитывался следующим образом:

-использование средств одной образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области «Физическое развитие».

9 слайд Содержание примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Я люблю свой город» начинаем с младшей группы. Особое внимание уделяем введению в образовательный процесс фольклора – колыбельных, потешек, пестушек, прибауток, сказок, которые помогают установить эмоциональный контакт, организовать взаимодействие взрослого и ребенка.

В средней группе ведём активное ознакомление детей с родным краем: слушают рассказы о родном крае, его природе, народах, живущих на территории. Продолжается использование фольклора (колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, загадки) при реализации направлений: «Приобщение к социокультурным ценностям» (у других народов, населяющих землю, есть свои сказки, песенки, загадки),   «Музыкальная деятельность» (слушание и исполнение народных музыкальных произведений). Дети участвуют в народных (календарно-обрядовые праздники, включающие местные традиции) и государственных праздниках.

В этом возрасте дошкольники также знакомятся с подвижными народными играми края («Физическая культура», «Приобщение к социокультурным ценностям», «Развитие игровой деятельности»).

 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» в средней группе занимает значительное место в региональном содержании.  Начинается знакомство с декоративно-прикладным искусством, народным костюмом. Оно предполагает приобщение к музыкальному фольклору и произведениям композиторов (слушание, исполнение песенок, музыкально-ритмических движений).

В старшей и подготовительной группах интенсифицируется вся деятельность по ознакомлению с родным краем. Продолжается ознакомление с народными подвижными играми, которые используем   во время проведения музыкальных и спортивных праздников. У детей постепенно формируется представление о ценности здоровья и безопасности во все времена и у всех народов (физическая культура, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие игровой деятельности).

10 слайд Старшие дошкольники узнают, что Старый Оскол является частью большой страны – России.

11 слайд Воспитанники получают знания о знаменитых земляках, о достижениях спортсменов, о творчестве художников, поэтов, писателей, музыкантов.

12 слайд Считаем, что значительную эмоциональную окрашенность педагогическому процессу придает совместная деятельность инструктора по физической культуре и музыкального руководителя при проведении утренников, праздников, развлечений, где старшие дошкольники широко демонстрируют свои исполнительские возможности.

13 слайд Таким образом, интеграция образовательных областей регионального содержания наблюдается при организации педагогического процесса во всех возрастных группах в целом. Интегрирующую основу содержит репертуар музыкальных произведений, фольклор и детская литература, а также сведения о культуре, быте, обычаях, традициях, ценностях народов, населяющих территорию и всегда любивших народные подвижные игры.

Мы считаем, что основное внимание важно уделять приобщению воспитанников к красоте и добру, эмоциональному переживанию музыкальных образов, формированию желания быть здоровым и участвовать в сохранении и преумножении достоинств и богатств родного края.

14 слайд Интеграция разных образовательных областей позволяет сделать занятие интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника при реализации регионального компонента.

15 слайд Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, а начинать нужно с красоты и величия родного края.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф. Наша Родина. – М.: Просвещение, – 1984. – 303с
  2.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева,
  3. И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». 2015

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь