Муштатова Ольга Александровна
старший воспитатель
Ковалева Ирина Викторовна
Черемисинова Анна Владимировна
Елфимова Оксана Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
секция 5. – Условия для реализации регионального компонента через создание РППС
название – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В дошкольном возрасте начинает зарождаться и формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно пространственная среда включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Белгородской области, приобщению детей к культурному наследию народа, населяющего область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве ,об исторических событиях и фактах; о природе, о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.
С этой целью в детском саду оформлены центры по нравственному и патриотическому воспитанию, которые включают:
- элементы регионального компонента;
- куклы Белогор и Белогорочка (знакомство с историей и видами народных кукол и игровых персонажей – носителей культурных традиций Белгородчины в народных костюмах Белгородского края);
- символика Белгородской области, города Старый Оскол и, карта Белгородской области;
- игровые пособия и материалы; песни и стихи о Родине;
Информационный материал, пособия, иллюстрации, книги по следующим направлениям:
- «История Белгородской области и города Старый Оскол» (информация о памятниках и памятных местах, участие и помощь народа в Великой отечественной войне); «День освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков», «Прохоровское поле. Прошлое и настоящее»;
- Ознакомление с малой Родиной (родной город и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о городе)
- Папки- передвижки «Природа, растения и животные Белгородской области»;
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Требования к РППС, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
- Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.
- Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий.
- Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка.
- Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Таким образом, для организации работы по созданию развивающей предметно – пространственной развивающей среды, направленной на реализацию регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.