ВОСПИТЫВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Ускова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция 18. Воспитание самостоятельности

ВОСПИТЫВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Многие родители хотят воспитать своего ребёнка самостоятельным, маленьким помощником, но не всегда им это удаётся. Часто родителям не хватает терпения приучить ребёнка к самообслуживанию, к посильному труду и подождать, пока закрепятся его навыки и умения. А потом взрослые удивляются, что их малыш не самостоятельный, не умеет ничего делать, не помогает. Таким образом, эти важные для дальнейшей жизни качества нужно формировать с раннего детства.

Нас заставляет что-то делать сознательное намерение, цель, наша воля. Поэтому нужно обратить внимание на формирование умений, сознательного желания достигать своего и помогать близким. Наиболее эффективным механизмом формирования таких поведенческих реакций в детстве является имитация.

Зачастую родители никак не дают развиваться дальше этой воле, так как взрослым проще моментально одеть ребёнка, чем ждать, пока он некоторое время будет одеваться сам. По этой причине родители из-за нехватки времени или терпения теряют благоприятный период для формирования навыков самостоятельности, который в психологии называют «кризисом трех лет», или кризисом «я сам».

Рекламное сообщение     

Они не поощряют естественное желание ребёнка делать все самостоятельно. Более активные дети отстаивают эту свою установку, попадая в разряд «непослушных», а более пассивные («удобные» для родителей) полностью подчиняются их воле. Когда начинать воспитание самостоятельности?

Формировать самостоятельность у детей лучше с первых дней жизни. Но, если вы сейчас поняли, что упустили этот момент, а вашему сыну или дочке уже больше десяти лет, не волнуйтесь, начинать такое важное дело никогда не поздно.

  • Поощряйте инициативу
  • Дождитесь просьбы о помощи
  • Разрешите ребёнку самому выбирать, что ему хочется.
  • Закрепите за ребёнком домашние обязанности.
  • Не заостряйте излишнего внимания на ошибках.
  • Позвольте ребёнку самому находить себе занятие.
  • Поддерживайте ребёнка в его начинаниях
  • Перестаньте чрезмерно контролировать ребёнка
  • Подавайте пример.

Будьте самостоятельны. Проявляйте инициативу, занимайтесь домашними делами с воодушевлением. Если родители не могут быть самостоятельны, не знают, чем себя занять, как они смогут научить ребёнка? Помните, что дети в первую очередь смотрят на старших и берут пример с них. Так что подавайте правильный пример, и ваши дети будут самостоятельны и инициативны.

В практическую работу с группой дошкольников с целью формирования самостоятельности детей можно включить следующие методы.

Метод невмешательства. Он заключается в том, чтобы не вмешиваться в те дела ребёнка, которые он в состоянии выполнить сам, или которыми он увлечённо занят, не требуя помощи у взрослого.

Методы проблемного обучения. В настоящее время в науке приводится всё больше доказательств, указывающих на то, что некоторые формы этого обучения могут быть эффективно применены и в дошкольном возрасте.

Метод «внешнего средства». Л.С. Выготский выявил, что ребёнок учится организовывать себя и свои дела легче и быстрее, если на определённом этапе помочь ему внешними средствами (списком дел, картинками для напоминания, схемой и т.п.)

«Я – сообщение», «Я – высказывание» или «Я – замечание» – способы, позволяющие сообщить ребёнку о его поведении, но не обидеть.

Пример, образец для подражания.

Приучение как метод используется с целью формирования способности к организованным действиям.

Поощрение – один из эффективных методов воспитания, вызывающий у ребёнка прилив сил, энергии, и как результат, высокую степенью старания и результативность.

Таким образом, основную роль в формировании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста играют методы и приёмы воспитания, поддерживающие и активизирующие стремление ребёнка действовать инициативно и достигать результата.

Воспитывая в ребёнке любое качество, главное помнить, что все получится не сразу. Поэтому запаситесь терпения и создайте условия, в которых у ребёнка будет возможность принимать свои решения, учиться на ошибках и нести ответственность за свои действия, и у вас все получится. Помните, легче всего воспитать самостоятельность ещё в раннем возрасте, чем добиваться ее позже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь