Развитие познавательной активности через комплексное ознакомление детей со свойствами предметов

0
2331

Косова Валентина Николаевна
Мещерякова Елена Николаевна
воспитатели
Пронина Юлия Валериевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад №22 «Улыбка»

 

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

 

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой.

Познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Условия для развития познавательной активности детей: плановость; координированность; целенаправленность; системность; индивидуально-дифференцированный подход и непрерывность повышения квалификации; новизна в работе педагога, умение их адаптировать, изменять имеющийся материал.

материалы в печатный сборник 

Сильным фактором, способствующим развитию познавательной активности детей, являются окружающие его предметы, поэтому необходима такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через ознакомление с этими предметами.

Образцом знаний о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является педагог. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) ребенок открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие.

Задачи педагога при работе над развитием у детей познавательного интереса:

  • Обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;
  • Развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);
  • Формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;
  • Развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.

Необходимо постоянно оказывать малышам поддержку при вхождении в мир предметов. При знакомстве, приобщению, единению с разными предметами важно опираться на чувственное познание, сенсомоторику ребенка, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействовать в накоплении позитивного опыта общения с окружающими предметами, зарождение интереса, радости от этого процесса деятельности с окружающей действительностью.

Воспитатель обращает внимание малыша на разные предметы, которые окружают ребенка в данный момент – яркую игрушку, предметы повседневного обихода. Помогая ребенку активно познавать окружающую действительность (смотреть, слушать, трогать, нюхать, насыпать, переливать, крошить) педагог ненавязчиво предлагает детям разнообразные виды деятельности.

Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. Вначале возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек. Во время наблюдений за предметами, дети рассматривают форму, цвет, величину, следят за их движением. Наблюдение за одним и тем же объектом можно повторять. Этот дает возможность закрепить образ предмета, уточнить его детали и вызвать к нему интерес.  Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника и является окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов, которая привлекает внимание малышей, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Ощущения и восприятия являются первой ступенью умственной деятельности ребенка. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за сенсорными предметами и окружающими игрушками. При этом можно не только констатировать факты, а использовать различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином свойстве предмета, действии с ним. Познание окружающей действительности детьми младшего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов окружающего их мира, а также практическое экспериментирование с ними.

Но прежде чем подвести ребенка к всестороннему рассматриванию и изучению любого предмета, необходимо уточнить и закрепить имеющиеся знания ребенка. Основные знания – величина, форма, цвет.

У многих детей младшего и иногда среднего возраста знания о величине – «большой», «маленький». Необходимо организовать ряд наблюдений и небольших экспериментов с окружающими предметами с целью уточнения и закрепления этих понятий. Все наблюдения должны быть обязательно эмоционально окрашены.  «Вот какие большие руки у воспитателя! Посмотрите, что может в них поместиться! И какие маленькие ручки у малыша! Вот сколько может в них поместиться!» Сравниваем столы и стулья, посуду, игрушки, одежду, обувь и т. д. Уточняем, почему одни предметы большие, другие – маленькие. Обязательно удивляемся. И просим детей самостоятельно находить и сравнивать то, что им интересно. Постепенно вводим понятия «еще больше», «еще меньше», «больше чем», «меньше чем», «самый». Используем дидактические упражнения «Разложи по величине». Поле нашей деятельности огромное – в последствии подключаются сравнения по длине, высоте, толщине и т. п. Все понятии проверяем простыми опытами. «Давайте завяжем кукле бант из лент разной длины», «Попробуем рассмотреть толстую и тонкую книгу». Главное не самим предлагать разные предметы, а ненавязчиво активизировать желание детей самостоятельно рассматривать предметы, сравнивать, искать причины такой величины предметов.

Параллельно повторяем и закрепляем знания детей о форме. Изучаем форму всех предметов ближайшего окружения, обязательно подводя детей к выводам о том, почему этот предмет должен иметь именно такую форму.

И конечно, необходимо изучать, закреплять и экспериментировать с цветом. Здесь важно и констатация факта – это предмет такого цвета, и вызывания у детей интереса – почему? А что будет, если будет другой цвет? Цвет – это всегда эмоции. Чем эмоциональней изучение цвета, тем лучше запоминают дети.

Следующим этапом накопления знаний детей следует считать уточнение и формирование знаний детей о свойствах предметов, которые их окружают. Формирование этих знаний происходит на протяжении всего дошкольного детства.  И главное в этом – постоянно вызывать любопытство детей, желание узнать больше, и обязательное закрепление этих знаний в процессе простых опытов и экспериментов. Особенно интересен детям такой прием, как съемка опыта и повторное рассматривание его на компьютере. Это вызывает большой интерес у детей, позволяет закреплять знания и повторить выводы.

Детям всегда интересны предметы, которые их окружают в данный момент. Именно эта детская любознательность, помогает педагогу заинтересовать ребенка для новых поисков, проектов, открытий и становится стимулом для изучения предметного мира.

Для дошкольника значимо непосредственное чувственное восприятие предметного мира, в результате чего он приобретает эмпирическое знание. Чем больше органов включается в процесс познания, тем полнее эмпирическое знание об объекте. Действительность предстает перед детьми в форме «ясных» и «неясных» знаний (Н. Н. Поддьяков) [5, с.24]. Противоречия, возникающие между этими двумя областями, стимулируют познавательную активность детей. Для поддержания её на высоком уровне необходимо, чтобы рост «неясных знаний» опережал рост «ясных».

Таким образом, ребенок должен продвинуться от эмпирических знаний к теоретическим, от объективных к субъективным, от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития (Л.С. Выготский) [2, с. 56].

При организации обучения детей важна правильная организация чувственного опыта детей: чем сложнее понятие, тем более необходимо его накопление и опора на него.

Процесс изучения объекта необходимо начинать с получения информации, которая вызывает у ребенка разные чувства.  Необходимо организовывать поисковую деятельность, освоение различных поисковых действий детьми.

Знакомство детей с предметами осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью педагог использует наблюдение, рассматривание, рассказ, простые обследования предмета. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. На таких занятиях больше активны дети, чем педагог. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения, опыты и эксперименты. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Педагогами разработан цикл занятий в форме всестороннего рассматривания одного предмета, включающие в себя игровые и поисковые задания, проблемные ситуации, дидактические игры, алгоритмы и опыты, которые позволяют ребенку включаться в активную деятельность, развивают познавательный интерес и открывают ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, расширяя и углубляя знания о них.

Главное в начале занятия – создание ситуации, вызывающей активное любопытство ребенка, желание участвовать в процессе познания. Можно выделить следующие этапы такого занятия:

  1. Организация сюрпризного момента или проблемной ситуации (сюрпризный момент – что-то принесли, подарили, нашли). Проблема – как правильно использовать предмет, или поиск новых знаний о предмете.
  2. Выявление знаний детей о данном предмете (нужно дать высказаться всем желающим детям, но стараться не допускать, чтобы дети повторяли друг друга).
  3. Дополнение знаний детей проведением опытов или экспериментов с предметом (важно четко обозначить вопрос, на который будет дан ответ в процессе эксперимента или опыта). Можно попросить помощника сделать сьемку, чтобы впоследствии пересмотреть действия на компьютере.
  4. Продуктивная деятельность детей – использовать в качестве основы предмет (рисование, лепка, аппликация, выкладывание из палочек, конструирование, использование бросового материала, предметов – заместителей).
  5. Практическое применение предмета (постараться каждому ребенку обеспечить манипуляции с предметом). Обязательно обогатить эмоциями, создать радостное настроение от познания.

Важно использование во время образовательной деятельности по обследованию предмета решение задач и по формированию элементарных математических представлений, и по развитию речи, и по ознакомлению с окружающим миром. Смена различных видов деятельности всегда активизирует ребенка, не позволяет пропасть познавательному интересу к предмету.

Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

Конечно, во время проведения следует учитывать степень заинтересованности детей – обратить больше внимания на вопросы, примеры из личного опыта, на эмоциональное восприятие детьми новых знаний.

Учитывая особенности возраста своих воспитанников, педагоги широко использовали дидактические игры, применяли во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагали детям несложные умственные задачи. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

Таким образом, педагоги постарались создать в своей группе такие условия, которые позволили им обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал Лев Семёнович Выгодский.

Список литературы:

    1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982.- № 3 С. 17-19
    2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., Просвещение, 1991. – 189 с.
    3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., Просвещение, 1998, 132 с.
    4. Куликова Т. А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание, 1996 г. № 9 С. 23-25
    5. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 2. С. 23-25

 …

Участие – очное

Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников”

 

[mailerlite_form form_id=2]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь