Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников с помощью внедрения в практику активных методов и приемов работы

0
56

Ветренко Елена Петровна
Нечаева Юлия Юрьевна
Заводовская Елена Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС №63 «Машенька»

 

Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников с помощью внедрения
в практику активных методов и приемов работы

 

 

Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности, обществу нужна личность с широким кругозором, неординарным, творческим мышлением, умеющая ставить и решать неординарные задачи.

Все мы тоже хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с явлениями и предметами к пониманию их сути.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано внедрение нами в практику активных методов и приемов организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Подготовка ребенка дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшей задачей современного дошкольного образования. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Нами делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО-деятельность и рассказы детей на основе наблюдений). Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

исследовательская деятельность в детском саду

Дети очень любят экспериментировать. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности выбранной проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.

Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому в группе мы создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности.

Создали необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д. Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».

Учим детей определять, анализировать структуру свойства, признаки, особенности материала, предмета, больше качеств и свойств предметов с использованием алгоритмов.

Внесены различные коллекции: «Насекомые», «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков», «Камней» и др.

Предметно – развивающую среду, обогащали и систематизировали в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.

Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха. Создали в группе мини-музей «Воздух невидимка».

Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).

Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности. Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта). Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.

Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие приносят интересные вещи юным исследователям.

Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, стараемся закрепить знания дидактической или подвижной игрой.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Работу с родителями ведём параллельно с подготовкой детей к исследованиям. Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.

В группе проводились различные выставки совместного творчества родителей и детей рисунков, поделок, аппликаций: «Осенние мотивы», «Весна идёт», «Наш город – вчера, сегодня, завтра» и др…

Таким образом, организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Они научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение. Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь