Использование поисково-исследовательской деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ

0
393

Жукова Марина Юрьевна
учитель-дефектолог
Шандра Наталья Григорьевна
учитель-логопед
Кодолбенко Кристина Леонидовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 22 «Улыбка»

 

В современном мире возникает потребность модернизации системы образования, в котором важное место занимает дошкольное образование. Оно является первой ступенью в развитии ребенка. Выпускник современного дошкольного учреждения должен быть готовым самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения проблемы и прогнозировать возможные способы ее решения. Достижению этой цели способствует формирование исследовательских умений у дошкольников.

Как отмечается в современной психолого-педагогической литературе, «новый человек» должен быстро и качественно решать сложные задачи, уметь видеть и «прочувствовать» проблемы, предлагая творческие варианты их решения. Эти и другие задачи может реализовать человек, обладающий исследовательскими способностями. Поэтому проблема формирования и развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста является актуальной в современной системе образования.

Исследовательские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, сопровождающиеся исследовательской активностью и познавательным интересом, обеспечивают своеобразный процесс поиска, получения информации и успешное использование приобретенных знаний.

Эту проблему активно разрабатывали в научных исследованиях такие классики, как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. Такие ученые, как: Н.А. Короткова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.М. Кларина много внимания уделили вопросу развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

В сфере дошкольного образования существует достаточно широкий спектр развивающих игр для детей с речевыми, интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Ввиду широких развивающих возможностей игры и специфики игровой деятельности у детей с ОВЗ она рассматривается как средство коррекционного воздействия. Исследователями доказано, что сочетание различных видов деятельности в процессе развивающих игр, построенных на определенном сюжете, способствует развитию эмоциональной, речевой, дви­гательной и познавательной сфер у дошкольников с ОВЗ. В связи с этим особую значимость приобретает использование развивающих игр, позволяющих совмещать в себе элементы познавательной и исследовательской деятельности.

Исследователи выделяют следующие методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, доступные и интересные детям дошкольного возраста с ОВЗ:

  1. Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений:
  • привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
  • предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
  • формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…);
  • самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
  1. Коллекционирование – освоение родовидовых отношений:
  • поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения- рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
  • размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
  1. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира):
  • обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
  • обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
  • изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;
  • заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
  1. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

При организации познавательно-исследовательской деятельности до­школьников на основном этапе используются упражнения, различные игровые методы, мини эксперименты, беседы, разного рода наблюдения, мини ­проекты и т.д.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, поскольку с его помощью осуществляется восприятие деятельности и ее результатов. Наблюдая за выполнением экспериментирования, у детей развивается умение концентрировать внимание, появляется устойчивый интерес и мотивация к достижению положительного результата.

Игра в поисково-исследовательской деятельности часто перерастает в реальное детское творчество. С целью развития исследовательских способностей необходимо использовать и дидактические игры. Например: «Что будет, если…?», «Угадай по запаху», «Волшебный мешочек». Такие игры развивают у детей воображение, внимание, творческое мышление, дают возможность получать новые знания об окружающем мире.

Важным аспектом также является использование проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов.

Например:

  • Где быстрее прорастет зернышко: в земле или в песке?
  • Может ли вода течь вверх?
  • Почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет?
  • Почему образуется тень?

Такие проблемные ситуации заставляют ребенка думать, побуждают его генерировать новые идеи, искать ответы на вопросы, сопоставлять и формулировать выводы.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них особого образовательного пространства, обеспечивающего адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для обучения и воспитания в пределах образовательного стандарта, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Проанализировав исследования ряда ученых (Ю. Ф. Гаргуша, Е. В. Иванова, Е. В. Кузьмина, Н. А. Черлина, О. А. Ходченкова), нами были определены основные задачи создания образовательного пространства для дошкольников с ОВЗ посредством поисково-исследовательской деятельности:

  • организационно-методические условия (целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях);
  • создание развивающей среды;
  • осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки ро­дителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности;
  • морально-психологические условия (создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию действительности, формирование у них культуры социального взаимодей­ствия и общения);
  • благоприятный морально-психологический климат в группе, обстановка уважения, дружелюбия к окружающим, к культуре, языку, традициям;
  • приучение к проектной деятельности через создание правильных взаимоотношений между детьми;
  • изучение интересов, переживаний, характера детей, а также их уровня развития;
  • использование различных методов, приемов руководства проектной деятельностью детей;
  • гуманно-личностный подход к детям.

Поисково-исследовательская деятельность позволяет воспринимать информацию на качественно ином уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ОВЗ.

Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Эту проблему достаточно эффективно решает внедрение в образовательное пространство детского сада методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом, с помощью психолого-педагогических исследований нами установлено, что поисково-исследовательская деятельность ребенка формирует интеллектуальные и практические действия; способствует развитию мыслительных процессов; обеспечивает чувственное восприятие, практическую деятельность детей и словесное общение; возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.

Внедрение в работу с дошкольниками проектных технологий позволяет построить воспитательно-образовательный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

В процессе организации познавательной деятельности с детьми, использованные методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности способствуют приобретению умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, от­бирать средства и способы ее решения с использованием возможно наибо­лее надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Следовательно, поисково-исследовательская деятельность играет важную роль в формировании и развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

  1. Вечканова И.Г., Миккоева Н.В. Развивающие игры в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2014. – № 6 (38). – С. 216-221.
  2. Викторова Е.И. Поисковая активность в форме вопросов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования. – 2016. – С. 154-158.
  3. Горюнова С.Н. Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 222-223.
  4. Дюсенева М.А., Чеканова Е.А. Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ // В сборнике: Методология и технология исследовательской деятельности в образовательной организации. – 2017. – С. 72-74.
  5. Карпова М.А., Голубева Т.В., Кириченко С.В. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья как залог успешности дальнейшего обучения // В сборнике: Научно-исследовательская социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – 2016. – С. 41-48.
  6. Красникова В.Г. Особенности обучения старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. – 2017. – С. 199-202.
  7. Купавцева О.Ю. Использование игровых технологий в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 83-86.
  8. Насибуллина А.Д. К вопросу организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольных образовательных центрах // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № S23. – С. 47-51.

 

Участие – очное

Секция 2. “Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников”

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь