Ряполова Валентина Александровна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа
Материал прислан на Всероссийский конкурс «ОБЖ в детском саду».
Номинация: Конспекты ООД
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего возраста «Безопасность на дороге».
Задачи:
- воспитывать интерес к занятиям ОБЖ, потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения;
- закрепить ранее полученные знания детей по правилам дорожного движения в театрализованной деятельности;
- формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города;
- развивать внимание, речь, коммуникативные способности, умение ориентироваться в различных ситуациях.
Активный словарь: дорожный знак «Неровная дорога», «Опасный поворот», свисток, жезл.
Пассивный словарь: транспорт, регулировщик, светофор, «зебра», пешеходный переход.
Предварительная работа: чтение и пересказ русской народной сказки «Репка», изучение дорожных знаков и значение движений регулировщика, видов транспорта, заучивание стихов, загадок о ПДД; сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Шоферы», «Регулировщик»; дидактические игры: «Угадай правило», «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Узнай знак по описанию» и другие.
Методы, приёмы: методы организации деятельности и формирования опыта поведения детей в различных проблемных ситуациях, методы стимулирования (выбор героев сказки): соревновательного характера, поощрения, использование пособий (дорожные знаки), атрибутики, музыкальное оформление, игровые приёмы.
Материалы и оборудование: дорожные знаки, костюмы для детей, разрезные карточки с видами транспорта, «волшебный мешочек» с атрибутами (машинка, жезл, свисток), репка со сладостями, магнитофон, аудиозапись, фишки для игры «Небылица», макет легкового автомобиля.
Ход:
Ведущая: Ребята, а знаете ли вы сказки? Хорошо ли вы их знаете? Это мы сейчас проверим! Давайте вспомним персонажей сказки «Репка» (дети перечисляют героев сказки). Молодцы! Сегодня мы с вами расскажем и покажем эту сказку по-новому, на новый лад. Послушайте (звучит музыка).
Ведущая (держит шапку-ушанку деда):
Дед наш огородник был, весной репку посадил.
Вот уж осень золотая, репка выросла большая.
Кому же репку убирать, по хозяйству хлопотать?
Что же делать нам, друзья? Сказку продолжать нельзя.
Эй, мальчишки, не зевать: будем деда выбирать!
Из мальчиков дети самостоятельно выбирают деда, выполнив следующее задание: по очереди отвечают на вопросы и за каждый правильный ответ получают фишку – кто больше наберёт фишек, тот и становится дедом.
Игра «Небылица»:
Ведущая: Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
- – Это правда или нет, что можно переходить улицу на красный свет светофора? – Нет!
- – Это правда или нет, что пешеход может ходить по дороге рядом с машинами? – Нет!
- – Это правда или нет, что нужно знать правила дорожного движения? – Да!
- – Это правда или нет, что в автобусе можно играть, сорить, шуметь, толкаться? – Нет!
- – Это правда или нет, что с мячом на дороге играть можно? – Нет!
- – Это правда или нет, что дорожные знаки помогают пешеходам и водителям? – Да!
- – Это правда или нет, что машины «питаются» бензином? – Да!
- – Это правда или нет, что пешеходный переход называется «зебра»? – Да!
- – Это правда или нет, что в автобусе нужно покупать билет? – Да!
Дед наш одевается – сказка продолжается. (На ребёнка надевают шапку-ушанку)
Дед берёт свою корзину, наливает в бак бензину,
Подкачал четыре шины и завёл свою машину.
Дед: На машине вмиг доеду – репку привезу к обеду.
Ведущая:
Едет дед наш, жмёт педаль, тормозов ему не жаль.
У дороги знак стоит – деду строго говорит:
«Осторожней, сбавь немного, здесь…(«Неровная дорога»)
Дальше едет дед и вот – знак …(«Опасный поворот»)
(Дед на машине доезжает до середины зала (слышен звук тормозов), машина останавливается, застревая в огромной «луже»).
Хоть и знал наш дед про знак, да попал он тут впросак.
Лужа грязная, большая, дед, из машины вылезая,
Свой затылок почесал, да и бабку кликать стал.
Дед: Бабка, иди машину из лужи тянуть!
Ведущая: Бабки нету – вот вопрос… Девочки, не вешать нос!
Бабку будем выбирать – знаки будем называть.
(дети называют дорожные знаки, выбирают бабку, надевают атрибуты).
– Тянут-потянут, вытянуть не могут. Что же делать нам опять? Кто-то должен внучкой стать. Встаньте, девочки-подружки, приготовьте ваши ушки. Та поможет деду с бабкой, отгадает кто загадку:
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор)
(Первая девочка, отгадавшая загадку, становится внучкой).
– Внучка одевается, сказка продолжается (девочке надевают платочек).
Бабка: Внучка, иди машину из лужи тянуть!
Ведущая: Тянут-потянут, вытянуть не могут. Машину из лужи не достать, будем машину изображать…
Физкультминутка: «Гудок автомобиля»
Ведущая (обращается к детям): На чём поедем?
Дети: На машине!
Ведущая: Качайте шины!
Дети: Ш-ш-ш-ш…(движения руками, наклоны)
Ведущая: Открывайте бак!
Дети: Чик-чик, чик-чик (отвёртывание)
Ведущая: Наливайте бензин!
Дети: С-с-с-с… (движения со звуком)
Ведущая: Заводите мотор!
Дети: Д-р-р-р-р, д-р-р-р…(руки перед грудью, круговые движения)
Ведущая: Гудок гудит!
Дети: Би-би!..
Ведущая: Руль поворачиваем!
Дети: У-у-у-у…
Ведущая: Щётки-дворники движутся вправо-влево…(движения руками)
Ведущая: Тянут-потянут, вытянуть не могут. Чтобы сказку продолжать, надо Жучку нам позвать.
Игра: «Регулировщик»
Ведущая: Кто в дороге всем помощник?
Это наш регулировщик.
Когда лицом он к нам стоит –«СТОП! – движенью путь закрыт».
Руку вверх поднял – и вот… «ПРИГОТОВЬСЯ, пешеход!».
А когда бочком стоит – путь для нас с тобой ОТКРЫТ!
Ну, а кто тут ошибётся, Жучкой тот не назовётся. (Жучке надевают маску).
Внучка: Жучка, иди машину из лужи тянуть!
Дети: Тянут-потянут – вытянуть не могут!
Ведущая: Да, напрасны все труды, ни туды и ни сюды.
На кого же тут пенять, на помощь кошку надо звать.
А чтоб кошкой в сказке стать, надо карточки собрать.
(Дети собирают разрезную картинку с изображением транспорта, выбирается кошка, надевают ей маску).
Жучка: Мурка, иди машину из лужи тянуть!
Дети: Тянут-потянут – вытянуть не могут.
Ведущая: Что ж ещё здесь предпринять? Мышку надо нам позвать. Мышка нам поможет тут, хоть не лёгок этот труд. Но скажи, малышка-мышь, что в мешке не утаишь?
Появляется «волшебный мешочек», в котором находятся атрибуты дорожного движения: свисток, жезл, машинка; ребёнок на ощупь отгадывает предметы и называет их; надевается маска мышки.
Дети: Тянут-потянут – и вытянули!!!
Ведущая: Ай, да Мышка, молодец! Машину достали, наконец. Репку, дед, скорей вези, да помощников своих ты угости (раздаются угощения).
Звучит фонограмма: слова и музыка Е.Л. Семёновой «Светофория – волшебная страна».