«За театральными кулисами»

0
2349

«За театральными кулисами»
план-конспект непосредственной образовательной деятельности по профориентации воспитанников старшей группы.

Ефанова Татьяна Вячеславовна
педагог дополнительного образования
Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13
г.о. Чапаевск Детский сад № 29 “Кораблик”

 

 

 

Помочь ребенку сделать правильный выбор – непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Тема НОД – «За театральными кулисами»

материалы в печатный сборник 

Цель

Создание условий для расширения представлений детей о театре и театральных профессиях.

Задачи

– познакомить детей с основными театральными профессиями;

– расширить представления детей о театре;

– развить интерес к театру, театрализованной деятельности;

– развить коммуникативные навыки, умение работать в группе;

– развить творческие способности, воображение, фантазию;

– воспитать нравственные, эстетические, трудовые качества личности (уважение к труду и работающему человеку);

Оборудование и материалы:

Презентация по занятию, средства мультимедиа, фонограммы, макет театральной кассы, билеты с изображением эмоций, костюмы, карточки с цветными картинками, по которым можно сочинить сказку, картинки к двум разным сказкам, дидактическая игра “Составь портрет”, ширма, куклы для кукольного театра, детские музыкальные инструменты.

Предварительная работа с воспитанниками:

Беседы: Что такое театр? Когда и для чего придумали театр? Как устроен театр, какие помещения есть в нём. Кто работает в театре. Что такое музыкальный театр? Кто играет музыку в театре? Какие бывают театры? Рассматривание иллюстраций по теме «Театр», чтение и разучивание стихов, песен, поговорок. посещение библиотеки.

Общая продолжительность НОД – 25 мин.

Ход НОД

Дети входят в музыкальный зал под музыку «Марш деревянных солдатиков» музыка П.И.Чайковского. Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки, встают по кругу, здороваются. (поют)

Педагог – “Здравствуйте, ребята!” – гамма вверх.

Дети: “Здравствуйте! ” – Т 5 3 вниз.

Здравствуй, солнце золотое – руки над головой скрестили, развели пальцы, покачиваемся.

Здравствуй, вольный ветерок – качаем руками над головой

Здравствуй, утро, – правая рука в сторону

Здравствуй, день, – левая рука в сторону

Нам здороваться не лень. – “пружинка”

“Ручки как у вас лежат? дети кладут руку на руку

-ХО-РО-ШО!

Ножки как у вас стоят? – Дети ставят рядом ножки

-ХО-РО-ШО!

Спинки как у вас сидят? – выпрямляют спинку

-ХО-РО-ШО!

Ну разок, ну другой посмотрите за собой!- головой вправо и влево

Мы тихонечко сидим – пальчик подносят к губам

и нисколько не шалим, – грозят пальчиком

мы разок – поворачивают голову налево,

мы другой – поворачивают голову направо,

посмотрели за собой  – голова прямо.

Педагог:

– Ребята, сейчас мы все вместе отправимся в большое путешествие по волшебной, сказочной стране. в которой происходят необыкновенные чудеса и разные превращения, там куклы оживают. а животные умеют говорить. В этой стране живут и работают очень талантливые, красивые и добрые волшебники. Они радуют людей своим искусством и творчеством. Там очень красиво, весело и интересно.

Если вы отгадаете мою загадку. то ворота в эту сказочную страну сразу распахнутся.

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно (театр)

(На экране появляется изображение театра)

Педагог – конечно, ребята. это театр, и сейчас мы с вами туда отправимся.

Но пойдем не простым шагом, а хороводным:

Дети по дорожке гуляют,

Хороводный шаг выполняют.

Носочки тянут, мягко ступают,

Друг другу на пятки не наступают.

(“Ходила младешенька по борочку” обработка Н.Римского-Корсакова)

(Дети идут по кругу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно.)

А теперь мы будем так гулять:

Шаг с поскоком выполнять.

Будем на каждой ножке

Прыгать понемножку.

(«Детская полька» А. Жилинский)

(Дети выполняют поскоки под весёлую польку.)

Педагог приглашает детей на сесть на стульчики.

– ребята давайте продолжим наше увлекательное путешествие в волшебный мир театра, каждый, кто попадет в этот мир, может стать кем угодно, стоит только подключить фантазию и немного воображения. А чтобы узнать, как же это происходит, мы отправимся за кулисы, и узнаем тайну рождения спектакля. Согласны? Для нас. ребята, театр – это мир сказок и чудес. мы ходим туда. чтобы отдохнуть, посмотреть спектакль. А как вы думаете, кто же в театре делает так, чтобы зрители увидели прекрасное представление. Какие театральные профессии вы знаете. (ответы детей).

Посмотрите, перед нами небольшое окошечко.

Это – «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир)

Ребята. давайте с вами купим билеты в театр.

Игра “Очередь” (Дети встают в круг «кассир» сидит в импровизированной кассе и выдает билеты, дети передают билеты по кругу от первого до последнего, пока каждый не купит билет.)

Педагог –

ребята посмотрите на свои билетики, вы видите. что на них изображены разные эмоции. чтобы попасть в театр нам надо всем показать эти эмоции.

(Дети показывают…)

Молодцы! Мимикой вы хорошо владеете. Кому мы должны отдать билеты? (билетеру) (Ребенок билетер собирает билеты.)

Давайте пройдем за кулисы и узнаем, кто работает в театре.

Мы уже знаем, что очень много людей театральных профессий работает

над одним спектаклем?

А кто в театре самый главный? (Выходит мальчик – режиссер и актеры.)

Я спектаклем управляю,

Назубок все сцены знаю.

Учу я всех, как роль играть.

Режиссера каждый должен знать.

Педагог

– Режиссеру нужно донести до зрителя главную идею действия на сцене, вызвать эмоции, заставить засмеяться или заплакать, приходить в ужас или испытывать восторг. Ему необходимы: талант, богатая фантазия, оригинальное творческое мышление, умение подобрать актеров и многие другие качества.

(Сценка «Репетиция» – актеры рассказывают подготовленные заранее стихи и реплики, режиссер делает замечания)

(Выходит сценарист)

Что бы без слов не стояли артисты,

Театру нужны мы – сценаристы,

 Принцессы, шуты, чародеи и тролли,

В наших сценариях – разные роли!

Игра – «Сочини сказку»

(Перед детьми разложить карточки с цветными картинками, по которым можно сочинить сказку. Дети должны разложить карточки в той последовательности, которую считают нужной, и сочинить по ним сказку, Взрослый может дополнять сказку, задавать наводящие вопросы.)

(Выходят дети актеры.)

А без нас спектаклю не бывать!

Ведь кому-то надо же играть.

Хороших, плохих,

очень разных героев,

В спектаклях театра

нужны мы – актеры!

Педагог:

– На самом деле актерский труд не из лёгких, актёрскому труду обучаются годами. А что должен уметь актёр?

(Ответы детей.)

Верно, актеры учатся владеть телом, красиво двигаться, петь и танцевать. Вот сейчас я проверю, кто из вас мог бы стать актером давайте встанем со своих мест

А я хочу посмотреть, как вы нам изобразите:

– Ветер (берутся за руки, поднимают руки вверх и качаются из стороны в сторону).

– Птицы летят (руки накрест и двигать кистями рук).

– Лампочка выключена (дети сидят на корточках, закрывшись руками), лампочку включили (дети встают, подняв руки вверх, улыбаясь)

Вы настоящие артисты. а ещё артист должен обладать

правильной речью, умением говорить быстро и не забывать текст.

(Игра: «Скажи быстро поговорку» Дети произносят с ускорением темпа.)

Ель на ёжика похожа – ёж в иголках, ёлка – тоже.

Играй, играй – да дело знай.

Выходит декоратор.

Могу на сцене город я построить,

Могу засыпать снегом я пейзаж,

Могу подводный мир для вас устроить,

Или в Сахаре средь песков мираж,

Все потому, что я большой художник,

Моя фантазия захватит всех вас в плен,

Могу устроить я на заднем плане дождик,

Я декоратор театральных сцен.

Игра “Декоратор”

(На столе разложены картинки к двум разным сказкам. Дети делятся на 2 команды. обеим командам дается задание подобрать картинки (декорации) к своей сказке.)

(Выходит гример)

Очень нужен в театре гримёр,

Ведь актёр без него не актёр!

Вот парик и усы — все дела

Перед нами портрет короля!

Сеть морщинок и пару штрихов —

И артист для роли готов!

Педагог:

– Гримёр – одна из интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, носы, сделать шрам на лице и из девочки сделать старушку или какого-нибудь космического пришельца.

Игра “Гример”

(детям предлагается из разных частей лица составить портрет сказочных героев)

Педагог: – Ребята, и с этим заданием вы справились. Продолжим наше театральное путешествие. Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. За всю историю существования театрального искусства было придумано немало видов театра. Давайте вспомним какие театры бывают. Что это перед нами?

Дети: Ширма!

Педагог:

Правильно – театральная ширма. Значит. мы с вами попали в кукольный театр. Давайте посмотрим, что здесь находится?

Дети: Куклы!

Педагог: -А хотите побыть кукловодами?

Педагог:

Берите кукол и покажите, как нужно управлять ими.

(Дети разбирают кукол и показывают, как двигаются куклы, придумывают им реплики. голосом изображают своих героев.)

Педагог:

– Особенность творчества актеров в кукольном театре состоит в том, что сам он на сцене не появляется его лицо зрителям незнакомо, но на сцене действует, двигается, танцует, прыгает кукла, им управляемая. Самое главное для артиста-кукольника — руки! Они должны быть пластичными, гибкими. Работа с куклой требует ловкости, Виртуозности и силы рук. Даже свой естественный голос актер изменяет с помощью особой мембраны, делающей его «кукольным». Звучит музыка.

Педагог:

– А сейчас мы с вами побываем в музыкальном театре.

(Выходит дирижер)

Тонкой палочкой взмахну

Хор на сцене оживлю

Не волшебник, не жонглер

Я в оркестре – дирижер

Игра «Настоящий дирижер»

(Выбирается «дирижер». Звучит музыка. Дети топают, хлопают в ладоши, по коленям… Дирижер руководит своим оркестром).

Педагог:

-Вы замечательно справились. А сейчас я вам предлагаю стать музыкантами и поиграть в игру «Оркестр».

Игра «Оркестр»

(Дети встают по кругу с инструментами в руках. Дирижер в центре. Под музыку «Полька» М. Глинки, дети играют на инструментах, соблюдая ритмический рисунок произведения. По окончании музыкальной фразы кладут инструменты и бегут по кругу. Дети берут те инструменты, которые оказались перед ними. Игра повторяется.)

Педагог:

– Молодцы, вы были очень хорошими музыкантами. Ребята, а еще создание спектакля сопровождает работа хореографа, он занимается созданием танцевальных номеров. И сейчас я всех вас прошу выйти на сцену и попробовать себя в этой роли, потанцевать под музыку.

(Танцевальный этюды «Петушок», «Лошадка». «Медведь».)

(Общая пляска.)

Педагог:

– Спектакль окончен, сложены кулисы,

На сцене опустевшей гаснет свет –

Прощаемся сегодня мы с театром

Но говорим ему

«До новых встреч!».

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. нам пора возвращаться в детский сад.  Театр – Это Волшебный Мир, В Котором Мы Всегда Были Зрителями, А Сегодня Мы Заглянули За Кулисы И Узнали, многое о театре и о том люди. каких профессий трудятся в этом удивительном волшебном мире. Вы очень хорошо потрудились. Молодцы! Узнали, кто работает в театре, даже попробовали себя в разных ролях.

Вам понравилось наше путешествие?

Захотелось ли кому-то, когда вырастите, работать в театре? Кем? Почему?

Продолжите фразу: «Мне сегодня на занятии больше всего запомнилось…»

Молодцы! А я хочу вам сделать небольшие подарки (педагог дарит детям смайлики с эмоциями). Пусть ваши эмоции будут добрыми и радостными!

Попевка «До свидания!»

Выход под музыку.

Список литературы:

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. /А. К. Бондаренко. — М.: «Просвещение», 1991. — 160 с.: ил.

– Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

– Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» – Москва: Линка – Пресс,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь