УМНЫЕ БРОДИЛКИ

0
806

Кныш Людмила Николаевна, Позднякова Татьяна Алексеевна – воспитатели

Галушко Валентина Ивановна – старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 16 «Ивушка» Старооскольского городского округа

УМНЫЕ БРОДИЛКИ
педагогический продукт «Лучший игровой lean set»

     Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»

Цель игры: формировать у воспитанников «бережливое» сознание, способствующее развитию умения самоорганизации, выбора эффективных действий в различных видах деятельности.

Задачи игры:

  • развитие умения оценивать действия по их ценности;
  • определение состава и последовательности выполняемых действий, их временных границ;
  • формирование стремления к высокой результативности выполняемых действий.

Модель педагогического продукта:

материалы в печатный сборник 

    Настольная игра, состоящая из двух и более игровых полей и вспомогательных предметов (игровые фигуры, фишки красного, зеленого и желтого цвета). Игровые поля по мере надобности заменяются новыми. Можно собрать целую серию тематических игровых полей. Первоначальное знакомство с игрой происходит на игровых полях с простым маршрутом, потому что на первом этапе главное — отработать умение оценивать детьми действия по их полезности. А потом используются игровые поля с более сложными маршрутами.

    Данная игра была создана на основе инструмента «бережливых» технологий, называемого диаграммой Ямадзуми или диаграммой загрузки операторов.

    Инструмент представляет собой столбчатую диаграмму, каждый столбец которой разделен на сектора, соответствующие выполняемым работником операциям. Размер (высота) каждого сектора отражает время выполнения одной операции, а суммарная высота столбца определяет совокупное время выполнения всех работ исполнителем за один цикл.

    Цвет секторов диаграммы определяет распределение операций с точки зрения добавления ценности:

  • зеленый — операция, добавляющая ценность;
  • красный — потери;
  • желтый — операция, не добавляющая ценность, но являющаяся необходимой, или удаление которой нецелесообразно на текущем этапе проведения оптимизации.

    Этот инструмент «бережливых технологий» мы адаптировали к использованию в совместной игровой деятельности с воспитанниками, придумав игру, в основе которой лежит умение распознавать действия по их ценности.

Инструкция по применению игры

Предварительная работа.

    Беседа о необходимости беречь время, выполнять действия, которые приводят к положительному результату при минимальной затрате сил.

Возрастная адресованность: 6-7 лет.

Правила игры

     Настольная игра предполагает выбор действий на игровом поле и обозначение их разноцветными фишками в соответствии с определенной игроком ценностью (пользой) совершенного действия во время движения по намеченному маршруту (дойти до дерева с гнездом, совершить путешествие в лес, дойти до земляничной поляны и так далее):

  • зеленая фишка — действие, имеющее ценность, приносящее пользу;
  • красная фишка —  большие потери времени, неполезное или опасное действие;
  • желтая фишка — действие, не несущее пользу, но необходимое или возможное на текущем этапе.

     Игрок выбирает фигурку из вспомогательного набора (фигурки людей) или играет со своей игрушкой (например, из наборов «Киндер-сюрприз»).

Первое игровое поле «Путешествие в природу»

    Играющий по ходу движения по изображенным тропинкам располагает нужные фишки, оценивая полезность выполняемых действий.

    Например, двигаясь в начале пути по тропинке к самому ближайшему мостику, игрок около него располагает зеленую фишку, потому что это действие ребенок оценил как полезное (меньше времени затрачено на путь до мостика). Если игрок пойдёт по тропинке к месту, где мост отсутствует, он использует красную фишку (действие не полезное, опасное, так как придется переходить реку вброд или возвращаться назад). Выбор третьей тропинки подвигнет ребенка на выбор желтой фишки (времени на путь затрачено больше, но это действие необходимо для перехода через речку).

   Аналогичные операции ребенок производит по ходу движения и по другим тропинкам.

   Анализ диаграмм показывает, что маршрут 1 пройден с потерей времени и выполнением нецелесообразных действий (обозначение фишками желтого и красного цвета).

     А маршрут 2 пройден без потерь времени, действия выполнялись с пользой (фишки зеленого цвета).

Второе игровое поле «Дачный участок»

    Играющий оценивает разноцветными фишками действия человечков на игровом поле. Например, действие человечка под номером 1 следует оценить желтой фишкой, так как он выполняет действие необходимое, но затрачивает много времени на перенос дров к поленнице (рациональнее было поленницу расположить около кучи бревен, действие не продумано). Человечек под номером 4 получает зеленую фишку, поливая грядки из шланга и не затрачивая время на перенос воды в ведрах в отличие от человечка под номером 2, который получит желтую фишку. А человечек под номером 5 получит красную фишку, так как его действие принесет очень большую потерю времени (нести яблоки в корзине тяжело и далеко, удобнее отвозить яблоки в тележке).

      На втором игровом поле «Дачный участок» игроки отрабатывают умение оценивать полезность действий без движения по маршрутам. Фишки располагаются около человечка, совершающего определенное действие.

    Планируемый результат: при регулярном использовании данной игры (от простых игровых полей к усложненным) воспитанник непроизвольно начинает оценивать свои действия по их полезности в разных моментах и видах деятельности. Формируется стремление к результативности выполняемых действий, ребенок начинает ценить и беречь время, а значит, формируется «бережливое сознание».

А еще вы можете посмотреть видео запись воспитателей об этой игре –

Список источников:

  1. ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты», утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. № 448-ст.
  2. Долганова Н.С. Диаграммы Ямазуми как инструмент оценки эффективности производственных процессов // Современные научные исследования и инновации.2015. № 4.Ч.3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51934 (дата обращения: 07.08.2018).
  3. Сторож И.А. Алгоритмы внедрения бережливого производства // Стандарты и качество. — 2016. — №11.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь