Крупина Светлана Юрьевна
старший воспитатель МБДОУ ДС № 31 «Журавлик» Г. Старый Оскол
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСКУ ЗАДАЧ
Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»
В рамках проектных мероприятий по реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») предусмотрена реализация проектов с использованием бережливых технологий.
Одним из них является «Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе», в основу которого заложена технология Л.В. Свирской «План-дело-анализ». Технология предполагает активную запланированную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день, в ходе которых решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
За весь период работы (1-1,5 часа) ребёнок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную работу.
Одним из важных моментов данной работы, является обогащение развивающей среды, а именно центров активности, интересным оборудованием, атрибутами и материалами для детской деятельности в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе. Продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребёнка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений» (п.1.4.3).
Каким образом дети могут принять участие в планировании предстоящей деятельности? Одним из интересных способов является утренний (или групповой) сбор.
Утренний (групповой) сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время (и это определено в режиме дня), когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Он не является жестко обязательной для присутствующего ребёнка формой работы.
Утренний (групповой) сбор имеет четкую структуру и содержит основные этапы:
- – приветствие;
- – игра;
- – обмен новостями;
- – обсуждение темы (проекта);
- – презентация центров активности и планирование.
Сбор начинается с сигнала, который согласуется с детьми. Это может быть звук колокольчика, ритмическая музыка или весёлая песенка. Выбор остаётся за детьми. Далее короткое приветствие «глаза в глаза» для передачи настроения, доброты, внимания. Это могут быть приветствия: стихотворные, с действиями (прикосновение ладошек, плечиков и т.д.), с комплиментами («Ты красиво улыбаешься»), игровые по изучаемой теме (н-р, по теме «Фрукты» – «Здравствуй, Сливка»).
Не менее важный момент группового сбора – игра (или игровой тренинг), направленная на расширение информационного поля изучаемой темы или проекта. Игры, не требующие большой подвижности, пальчиковые, словесные, игры-цепочки, игры-фантазии.
Очень ответственная и очень значимая часть сбора – обмен новостями. Запретных тем не существует: детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии.
Тема выбирается детьми вместе с воспитателем в виде разработки и реализации «Паутинки». Выбор темы можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания».
В следующей части группового сбора – презентация центров активности, педагог представляет и рассказывает о тех видах деятельности и заданиях, материалах и атрибутах, которые подготовлены в центрах активности. Дети могут задавать вопросы, обсуждать и уточнять, после чего осуществляется выбор – чем заняться сегодня. Для этого в группе подготовлены специальные инструменты: «Доска «Я выбираю», «Мои желания», «Мой выбор» и т.д., на которых обозначены центры активности, карточки или фото детей. Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать и обозначить желаемый для него центр активности. Ребёнок опирается на свои желания и интересы, выбирая соответствующий вид деятельности.
Завершающим этапом утреннего (группового) сбора является подведение итогов (итоговый сбор). После того, как дети насладятся собственной познавательной и творческой деятельностью в центрах активности, выполнят все задания и поручения, сотворят что-то необычное и получат интересные результаты, все снова возвращаются в круг и презентуют итоги свои работы. Это могут быть обычные рассказы (что делал, что получилось, что понравилось) или демонстрация результатов своего труда (рисунок, поделка, постройка).