ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСКУ ЗАДАЧ

0
2210

Крупина Светлана Юрьевна 

старший воспитатель МБДОУ ДС № 31 «Журавлик» Г. Старый Оскол

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСКУ ЗАДАЧ

     Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»

 

Скачать (PDF, 1.83MB)

 

материалы в печатный сборник 

      В  рамках проектных мероприятий по реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») предусмотрена реализация проектов с использованием бережливых технологий.

    Одним из них является «Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе», в основу которого заложена технология Л.В. Свирской «План-дело-анализ». Технология предполагает активную запланированную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день, в ходе которых решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.

    За весь период работы (1-1,5 часа) ребёнок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную работу.

    Одним из важных моментов данной работы, является обогащение развивающей среды, а именно центров активности, интересным оборудованием, атрибутами и материалами для детской деятельности в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе. Продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребёнка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

    Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений» (п.1.4.3).

   Каким образом дети могут принять участие в планировании предстоящей деятельности? Одним из интересных способов является утренний (или групповой) сбор.

    Утренний (групповой) сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время (и это определено в режиме дня), когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Он не является жестко обязательной для присутствующего ребёнка формой работы.

     Утренний (групповой) сбор имеет четкую структуру и содержит основные этапы:

  • – приветствие;
  • – игра;
  • – обмен новостями;
  • – обсуждение темы (проекта);
  • – презентация центров активности и планирование.

     Сбор начинается с сигнала, который согласуется с детьми. Это может быть звук колокольчика, ритмическая музыка или весёлая песенка. Выбор остаётся за детьми. Далее короткое приветствие «глаза в глаза» для передачи настроения, доброты, внимания. Это могут быть приветствия: стихотворные, с действиями (прикосновение ладошек, плечиков и т.д.), с комплиментами («Ты красиво улыбаешься»), игровые по изучаемой теме (н-р, по теме «Фрукты» – «Здравствуй, Сливка»).

     Не менее важный момент группового сбора – игра (или игровой тренинг), направленная на расширение информационного поля изучаемой темы или проекта. Игры, не требующие большой подвижности, пальчиковые, словесные, игры-цепочки, игры-фантазии.

     Очень ответственная и очень значимая часть сбора – обмен новостями. Запретных тем не существует: детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии.

    Тема выбирается детьми вместе с воспитателем в виде разработки и реализации «Паутинки».  Выбор темы можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания».

     В следующей части группового сбора – презентация центров активности, педагог представляет и рассказывает о тех видах деятельности и заданиях, материалах и атрибутах, которые подготовлены в центрах активности. Дети могут задавать вопросы, обсуждать и уточнять, после чего осуществляется выбор – чем заняться сегодня. Для этого в группе подготовлены специальные инструменты: «Доска «Я выбираю», «Мои желания», «Мой выбор» и т.д., на которых обозначены центры активности, карточки или фото детей. Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать и обозначить желаемый для него центр активности. Ребёнок опирается на свои желания и интересы, выбирая соответствующий вид деятельности.

     Завершающим этапом утреннего (группового) сбора является подведение итогов (итоговый сбор). После того, как дети насладятся собственной познавательной и творческой деятельностью в центрах активности, выполнят все задания и поручения, сотворят что-то необычное и получат интересные результаты, все снова возвращаются в круг и презентуют итоги свои работы. Это могут быть обычные рассказы (что делал, что получилось, что понравилось) или демонстрация результатов своего труда (рисунок, поделка, постройка).

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь