ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
829

Сальникова Елена Александровна,
Воспитатель,
МАДОУ ДС №69 «Ладушки».
Судакова Дарья Владимировна,
воспитатель,
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
Аникина Светлана Владимировна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №68 «Ромашка».

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном обществе проблема нравственного воспитания подрастающего поколения стоит очень остро. Воспитатели снова пытаются понять, как привить моральные ценности детям, поскольку формирование личности ребенка идет параллельно с нравственным воспитанием.

В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется театральной деятельности, которая помогает увидеть потенциал каждого ребенка, а также способствует легкому усвоению знаний и навыков, определенных требованиями программы. Преподаватель дошкольной образовательной организации должен тщательно подойти к выбору подходящих видов театральной деятельности, темам обучения и методике их реализации.

Театральная деятельность – неиссякаемый источник развития переживаний, чувств и эмоциональных открытий, способ знакомства с духовным богатством. Театральная деятельность также помогает сформулировать опыт социальных навыков, потому что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Использование театрального творчества позволяет воспитывать дошкольников с негативным отношением к жестокости, хитрости и трусости. Классы, в которых присутствует театральная деятельность, не только знакомят детей с миром красоты, но и пробуждают в них способность сопереживать, сочувствовать, пробуждать мышление, воображение и, что самое важное, помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Рекламное сообщение     

Применяя театральную деятельность в системе дошкольного воспитания детей в детском саду, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех областях образования ФГОС ДО [4, с. 21].

В контексте перехода к ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Стандарте, является: «Реализация Программы в формах, характерных для детей этой возрастной группы, в основном в игровых, познавательных и исследовательских целях деятельность, в форме творческой деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Одним из эффективных методов разнообразного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театральные игры, близкие и понятные детям, прежде всего потому, что в основе игра.

Игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте, а театр – одна из самых доступных и понятных форм изобразительного искусства для детей, которая позволяет решать многие насущные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, так как а также развитие коммуникативных качеств личности [4, с.105].

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, которые сохраняют их типичные признаки:

  1. Содержание;
  2. Творческий замысел;
  3. Роль;
  4. Сюжет;
  5. Ролевые и организационные действия;
  6. Отношения.

Кроме того, театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от имени персонажа, что помогает преодолеть сдавливание, неуверенность, робость, самосознание.

Театральные игры пользуются большой и неизменной любовью среди детей. Дошкольники с удовольствием участвуют в любой игре, отвечают на вопросы кукол, персонажей, отвечают на их вопросы, а также дают советы по превращению в тот или иной образ. [1. c. 53].

Во время занятий воспитатель включает театральную игру как игровую технику и форму обучения детей. Персонажи вводятся, которые помогают детям освоить те или иные приобретенные знания, навыки. Игровые приемы, используемые в группе, помогают легче донести и объяснить любой материал детям. Итак, на занятии по математики к детям приходит герой – Петрушка, который не может решить задачу, а дети с удовольствием приходят на помощь и помогают ему. Смешной Чебурашка приходит на занятия, чтобы познакомиться с окружающим его миром и радостно узнает секреты ухода за растениями с детьми, а куклы-животные играют спектакль на какую-то тему.

Игровая форма проведения занятий способствует освобождению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Однако игра является дидактической, то есть обучающей игрой.

Есть дошкольник и учитель, которые проводят совместную прогулку вне группы. Сюда входят игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы, за которыми следуют игровые сюжеты вне групповой комнаты в течение дня, игры – рисование на свободную тему, создание игр с драматизацией.

Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующие воплощения.

Как известно, самостоятельная игра дошкольников возникает под влиянием впечатлений, полученных их окружением. Таким образом, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо пополнять и питать впечатления детей.

Два независимых фактора влияют на самостоятельную игру дошкольников в детском саду:

  1. Регламентированные занятия педагога и дошкольника;
  2. Свободная деятельность педагога и дошкольника.

Воспитатель не должен забывать, что при выборе материала для сценической игры необходимо опираться на возрастные способности детей, их знания и навыки, обогащать их жизненный опыт, стимулировать интерес к новым знаниям и расширять моральный потенциал.

В детском саду применяются всевозможные различные формы работы театрализованной деятельности [3, с, 17]:

  1. Речевые игра;
  2. Театральные игры;
  3. Драматизация сказок;
  4. Инсценировка песен, попевок, хороводов;
  5. Использование различных видов театра;
  6. Ритмопластика;
  7. Посещение театров;
  8. Взаимодействие с родителями.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым и настольным театром.

В уголке находятся:

  1. Различных типов театров: бибабо, настольные, фланелеграфные и др .;
  2. Детали для игровых сцен и спектаклей: набор кукол, экран для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  3. Атрибуты для различных игровых позиций: театральные реквизиты, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, плакаты, кассы, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, натуральный материал.

Таким образом, театральная деятельность является одним из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором принцип обучения наиболее полно и ярко проявляется – учиться, играя.

Работа по развитию нравственного воспитания дошкольников в процессе театральной деятельности приносит свои преимущества, поскольку именно под влиянием театральной деятельности дошкольники овладевают навыками выразительной речи, правильного поведения, этики общения со сверстниками и взрослыми; проявлять интерес и стремление к театральному искусству; научиться передавать различные чувства, используя выражения лица, жесты, интонацию; самостоятельно показывать и передавать изображения сказочных персонажей; Дошкольники стараются чувствовать себя уверенно во время выступлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что на основе театральной деятельности возможно не только развитие нравственного воспитания, но и реализация практически всех задач воспитания и развития дошкольников.

Список литературы

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2016. – 125 с.
  2. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ /А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.- СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2017. – 55 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. – 2015. – № 5. – С. 3 – 44.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь