Попова Светлана Владимировна
Трефилова Татьяна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
В этот период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, механизмов социальной адаптации в обществе. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, т.к. детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь[1, c.28].
В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом со своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народной музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, обычаях людей, среди которых живет ребенок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Русский философ и педагог В.В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникается теми основными чувствами, какими живет народ, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить своё развитие[1, с.29].
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему становить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Понимание Родины у дошкольников тесно связанно с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога [2, c.27].
Становления человека как гражданина начинается с его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, парк, в который он ходит гулять, ближайший лес, речка, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Мы стремимся помочь ребенку научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает ему возможность ощущать свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать хорошим человеком и гражданином.
Много литературы издано на эту тему в последние годы. И все же каждый педагог задается вопросом: «С чего же должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова «Родина», «Страна», «Патриот» стали более понятными дошкольникам?»
В нашем дошкольном учреждении мы определили формы работы с детьми: беседа о Родине и об истории своего народа; беседа о природе; чтение художественной литературы на патриотические темы; составление семейных альбомов и организация выставки рисунков на тему: «Моя семья»; знакомство с геральдикой; разучивание песен и стихов о Родине, целенаправленные игры и, конечно личный пример воспитателей и родителей.
Пристальное внимание педагогов и родителей направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям[3, c. 63].
В результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности. Дети учатся понимать, что такое обязанности (надо) и праве (можно). Усвоенные в период детства знания, навыки, привычки, способы поведения – служить основой дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников эти качества не будут сформированы надлежайшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом трудным, а иногда невозможным.
В нашем дошкольном учреждении организован мини-музей, где собран богатый материал о родном крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Представлены множество фотографий, макетов, альбомов и специальной литературы для ознакомления детей с историей родного города.
Таким образом, дошкольные образовательные учреждения могут выступать той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности.
Литература:
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №5. М.: ООО «Творческий Центр Сфера», 2008. 144 с.
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4. М.: ООО «Творческий Центр Сфера», 2010. 128 с.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор. М.: Мозаика-Синтез, 2001. 190 с.