Романенко Ольга Гаррисовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОГО ИСКУСТВА
С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Народное искусство является самым значимым видом искусства для маленького ребенка. Первый художник, с которым человек встречается в своей жизни, – это народный мастер. Произведение народного декоративно-прикладного искусства показывает ребенку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Эффект общения с искусством усиливается многократно, поскольку в диалог с ребенком незримо вступает все человечество. Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. И этот научный интерес обоснован. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, – тоже хранители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Уже в конце прошлого века народную игрушку начали активно коллекционировать. Теперь она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже, Русском музее, Российском этнографическом музее, во Всероссийском музее народного и декоративно-прикладного искусства, в Музее игрушки, который основал Н.Д. Бартрам.
Обширна география промыслов народной игрушки. Только в коллекции Музея игрушек их насчитывается более тридцати. На самом деле их было гораздо больше. Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры, вновь с интересом обращаемся к опыту народной педагогики. И убеждаемся, что и сейчас традиционная игрушка может помочь воспитывать в наших детях искренние чувства патриотизма, любви к природе, привязанности к народной культуре. «Народная игрушка, подобна каплям живой оды, вызывает к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка» (Н.Д. Бартрам). На Белгородской земле гончарный и игрушечный промысел развивался Старом Осколе. Среди гончарных изделий особо выделялись расписные игрушки: нарядные барышни и кавалеры, всадники, домашние животные, различные композиции сельского быта того времени, детские свистульки. Ими украшали дома, дарили близким на праздник, радовали свои детишек. Прекрасные залежи местных глин способствовали развитию в слободе Борисовка гончарного промысла. Изделия борисовских мастеров славились качеством, красотой и пользовались большим спросом далеко за пределами самой слободы. В период обновления дошкольного образования роль народной культуры как источника развития познавательной активности и детского народного творчества возрастает многократно. Поэтому одним из приоритетных направлений сейчас является художественно эстетическое развитие, это предполагает знакомство детей с историей родного края, народными традициями, культурой Белгородчины. На базах детских садов стоит создавать студии изобразительного искусства, этнографические музеи, которые являются эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Цель работы музеев: приобщение дошкольников к наследию духовной и материальной культуры на основе музейных экспозиций с учетом регионального компонента. В музеях могут находиться экспозиции «Борисовской керамики», «Старооскольской игрушки», «Белгородские костюмы» и др.
Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на материале народного искусства проводится по трем направлениям: это работа по накоплению фондов этнографического музея. Экспонаты музея как подлинные, так и новоделы, позволяют знакомить детей с художественными формами (изделиями народных промыслов, народными костюмами, игрушками Белгородчины). Следующее направление определяет содержание практической деятельности детей на занятиях. На интегрированных занятиях по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народными промыслами и ремёслами Белгородской области педагогами решаются задачи, направленные на обучение практическим навыкам и умениям в изобразительной деятельности детей. Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла на доступно фольклорно-этнографическом материале знакомят дошкольников с разными формами народной культуры и, тем самым, помогают зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа. И третье направление – это кружковая работа. Программа кружка художественно-эстетического направления ориентирована на изучение и освоение художественной обработки глины на материале Белгородских традиций гончарства и глиняной игрушки. Программа предусматривает всестороннее развитие ребенка: эстетическое, нравственное, патриотическое. Но всё-таки важнейшим аспектом является эстетическое воспитание, так как в примитивных формах народной игрушки, керамической посуды, в народном костюме ребенок должен увидеть прекрасное, специфически региональное. Работа с глиной помогает детям глубже усвоить такие понятия, как форма и объём предметов, развивает у них координацию пальцев, гибкость руки, открывает простор для творческой деятельности, для понятия красоты труда. В работе с глиной они чувствуют себя участниками продуктивной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов. Изучение народных промыслов и ремесел, – это мощный потенциал для всестороннего развития ребенка. Это тема важна для формирования чувства национального достоинства, знакомства общечеловеческими ценностями
Список литературы:
- Микляева, Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013.с.
- Иванова, Н. Мой сказочный край / Н. Иванова // Дошкольное воспитание. 2015. №12. С. 91.
- Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.