ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0
179

Воробьева Ольга Алексеевна
Тебенькова Анна Владимировна
Романова Эльвира Наилевна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»,
Сиарооскольского городского округа

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по нравственно – патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: Ушинский К.Д., Толстой Л.Н., Коменский Я.А., В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Антонов Ю.А. и другие.

Рекламное сообщение

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ. Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован – проектный. Проектная деятельность – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество: «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и так далее.

Целью проекта – формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

– образовательные (сформировать представления детей о Российской армии, расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы);

– развивающие (вызывать желание больше узнать о защитниках Отечества, развить познавательные интересы, обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях);

– воспитательные (воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов; организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье).

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях: совместная деятельность с детьми; взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

– информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

– материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия); экспонаты мини- музея.

Проект осуществляется в три этапа.

На организационно-подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты ООД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.

Заключительный этап: подведение итогов проводится в виде тематического праздника.

Таким образом, использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 124с.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 194 с.
  3. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003. – 174с.
  4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 94 с.
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 254 с.
  6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007. – 137 с.
Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь