Бакирова Ирина Владимировна,
воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок».
Малышева Оксана Викторовна,
воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредствам картин Васнецова
Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
НЕ затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь –не шатается!
И века простоит не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Нравственно-патриотическое воспитание формируется с детства. Именно в это время ребенок нуждается в грамотном наставнике – родителей, воспитателей. В наше время мы можем побывать где угодно за секунды мы имеем ввиду интернет. Современное поколение растет на разнообразных гаджетах, иногда они справляются с ними лучше нас. Осознать свое место в потоке истории, можно не выходя из дома. В своей работе мы решили соединить ИКТ и знакомство с изобразительным искусством, ведь за каждой картиной, огромный опыт, накопленный человечеством за время его развития. На полотнах художников мы можем увидеть то, как изменяются предметы, вещи, окружающий мир, научить детей ценить родную природу, уважать старших и т.д. Патриотизм, гражданственность, нравственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к родине-это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это способствует обогащению их любви к Отчизне, вызывает стремление быть похожим на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем полотна замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Этот художник вошел в историю как создатель былинного эпоса и русских народных сказок, а сказки это неисчерпаемый ресурс. В его картинах четко прослеживается одержимость поиска нравственных идеалов в характере русского народа, в его духовной традиции. Его работы «Царь Иван Васильевич Грозный», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Иван царевич на Сером волке» о чем они говорят? О героизме, о доблести и смелости русского народа во имя Родины, о мужестве и бесстрашии.
Для того чтобы донести содержание полотен Васнецова в первой познавательной беседе мы сделали акцент на определение понятия «Былины что это?», «Чем они отличаются от сказок?». Рассказываем детям что «былина» происходит от слова «быль», а сказки – от слова «сказывать», «рассказывать». В былинах больше фактов, а в сказках волшебного вымысла. И всегда торжествует добро, и не случайно: ведь это мечта всех людей. В ходе беседы мы анализируем и ищем добро и зло, знакомим с картиной Васнецова «Баба Яга», «Кощей Бессмертные» (в этом нам помогают слайды) на них показываем детям, что это злые, отвратительные герои. Для показа добра, несущего свободу показываем смелого и бесстрашного Добрыню Никитича в борьбе с семиглавым змеем; красоту мы рассматриваем по картине «Царевна-лягушка».
Вторая познавательная беседа, была посвящена знакомству с картиной «Аленушка». Детям предлагаем поразмышлять, почему она печальная, грустная. А почему она пришла к пруду? Может она хочет выплакать свою обиду, утопить в омуте свою печаль. Обращаем внимание на природу, которую нам представил художник, подводим детей к выводу, что природа как бы оберегает Аленушку, защищает ее, тот же камень на котором сидит Аленушка это «бел-горюч камень» – камень исполнения желаний. Камень на картине как крошечная лодочка-челночок, спасающий Аленушку от злой судьбы.
Третья беседа посвящается картине «Три царевны подземного царства». Предлагаем детям отгадать три загадки, воплощённые в образе царевен. Что первая блестит, как золото; вторая как драгоценный камень, а третья это олицетворение уголька, такого нужного дающего тепло и свет людям. Рассказать детям, о истории возникновения этой картины, о нелегком труде по добыче угля и уважении к нелегкому труду.
Четвертая беседа посвящена одной из лучших картин художника «Богатыри». Эту тему мы связываем с первой, как бы проверяя на сколько дети усвоили и понимают отличия сказки от былины. Предлагаем детям описать героев: «Кто из защитников самый сильный?», «Кто самый благородный?», «Кто самый младший?». Обратить внимание детей на маленькие елочки под ногами коней. Показать, что елочки маленькие беззащитные, а богатыри наоборот сильные, могучие. Объяснить детям, что эти сильные, смелые богатыри защищают всю землю, которая прекрасна своим изобилием. Она может всех напоить из своих рек и озер, напоить хлебом своих полей, укрыть в своих прохладных лесах. Не может земля лишь одного сама себя защитить. Чтобы выросли эти елочки землю надо защищать. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.
Свободными и могучими были наши предки, красивыми и сильными. Богатыри наше прошлое, но Васнецов свято верил, что и будущее Родины не менее славное…
Картина В.М.Васнецова “Богатыри” – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.
Используемая литература:
- Виктор Васнецов. М.: Белый город, 1999
- Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
- Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Художник РСФСР, 1990
- Маковский С. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999
- Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М.: СЛОВО/SLOVO, 1996
- Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.