Мелентьева Лариса Ивановна
Полевская Дина Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
Старооскольского городского округа
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
посредством работы с родителями
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является одной из главных,
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка и как отмечают учёные-исследователи, по мере взросления у дошкольников, а потом у школьников, начинает формироваться так называемый «родничок героизма»
(А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего оно остаётся невостребованным.
За последнее время патриотическому воспитанию стало уделяться большое внимание. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Проведя опрос родителей по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания, проанализировав ответы и предложения со стороны родителей, мы сделали соответствующие выводы, а затем запланировали свою работу по следующим темам:
“Моя семья”, “Мой детский сад”, “Мой микрорайон”, “Мой город”, где включила занятия, игры, экскурсии нерегламентированную деятельность детей.
По теме «Моя семья»
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
По этой теме была проведена очень ответственная и важная работа с родителями по оформлению альбомов своей семьи «Генеалогическое древо», где они рассказывают детям о своих предках, показывают фотографии.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Поэтому в своей практической деятельности, уделяем большое внимание занятиям и беседам, приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Благодаря таким приёмам в работе дети, рассматривая свои альбомы с удовольствием, самостоятельно рассказывают о членах своих семей.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.
По теме «Мой детский сад»
Основную роль играет метод работы с семьей в процессе осуществления комплексного трудового и патриотического воспитания посредством приобщения родителей и детей к совместному труду. Где они вместе обучаются конкретным видам труда: освоение специальных умений и навыков в работе с инструментами, объяснение необходимой для выполнения работы норм поведения и последующим осмыслением, обсуждение результатов работы с самим воспитанником и анализ изменений в его поведении. Совместная трудовая деятельность позволяет родителям лучше понять и увидеть возможности ребенка, не завышать свои требования к нему (как это нередко встречается в семьях). Совместный труд уберегает и от другой крайности в стилях воспитания: от недооценки сил ребенка, когда дети отстают в развитии самостоятельности и инициативы.
По теме “Мой микрорайон”
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний.
Так была организована совместная работа с родителями и детьми по поиску сбора материала для фотоальбома из истории по происхождению своей улицы, дома, где использовали в материале воспоминания старожилов. Благодаря такой работе у детей формируются творческие взаимоотношения, выявляются особенности восприятия поведения и общения с взрослыми и со сверстниками.
По теме «Мой город»
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей,
большое значение имеют семейные экскурсии по городу. Благодаря инициативе родителей была организована совместная экскурсия по городу: посетили краеведческий музей, познакомились архитектурой города, побывали в театре, возложили цветы к Мемориалу Славы у Атаманского леса. Итоги таких экскурсий всегда подводим вместе с детьми и родителями. Была организована фотовыставка.
Оптимизируем работу с родителями, проводим конкурсы песен и стихов, рисунков о родном городе.
Таким образом, можно говорить о том, что в современных семьях в основу патриотического и духовно-нравственного воспитания детей ложатся совершенно разные педагогические установки, которые отражают отсутствие согласованности взглядов взрослых на процессе развития и воспитания дошкольников, однако на практике они реализуют интуитивно-эмпирический опыт патриотического и духовно-нравственного воспитания, поэтому, с одной стороны, их установки становятся практико-ориентированными, направленными на совершенствование механизмов социального развития современных детей, с другой – воплощают на практике опыт традиционной, а не чужеродной нам системы воспитания детей. Это вселяет оптимизм.