Полетаева Ирина Васильевна
Воронкова Светлана Анатольевна
Котенёва Татьяна Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС №33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Воспитание чувства патриотизма у дошкольников» – что это значит? А это значит, что каждый человек должен научиться любить и уважать своих близких, свои родные места, свой народ, Родину.
Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности по данному вопросу, один из наиболее интересных средств. Патриотическое воспитание детей начинается с раннего возраста и в старшем возрасте дети уже имеют определенный запас знаний, что позволяет в ходе реализации проекта, сделать эти знания более осмысленными, понятными и интересными.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовали по принципу «от простого к сложному» и разбили на несколько блоков:
«Мой дом, моя семья». В это блок мы включили краткосрочные проекты «Моя семья», «Наш выходной день», «Наши традиции». Каждая семья оформила генеалогическое дерево. Были сделаны и представлены визитные карточки семей.
«Детский сад». В данный блок были включены проекты «Мой любимый детский сад», «Неделя любимой игры и игрушки».
«Моя малая Родина». Сюда вошли такие проекты как «С чего начинается родина», «Моя малая родина – город Старый Оскол».
«Мой родной край». Блок включает проекты «Разнообразие природы моего края» и «Мы гордимся достижениями наших спортсменов».
«Родная страна». Включены проекты «Путешествуем по интересным уголкам России», «Москва – столица нашей родины».
«Наша Армия». В данный блок включены проекты «Наши папы защитники отечества», «Они сражались за мирное небо», «Будем родине служить». Целью данного блока является то, что мы должны подвести ребенка к тому, чтобы он осознал, что каждый человек должен и обязан стать защитником своей Родины.
Беседуя с детьми, мы так же выяснили, что им очень хочется узнать как можно больше о космосе. Тогда было решено взять познавательный проект «Какая загадка кроется в космосе».
Мы подобрали литературу, игры, сделали, с помощью детей атрибуты к игре о космосе, давали на дом задания на тему «Изучаем космос». В группе дети с удовольствием делились знаниями, которые они пытались сами находить. В этом им помогали взрослые. Родители так же пришли нам на помощь: была организована выставка не только детских работ о космосе, но в ней принимали участие и взрослые. Они так же с детьми находили интересный материал, приносили в группу интересные факты про космос, папы сделали ракету, мамы сшили панно «звездное небо».
В ходе реализации данного проекта дети научились самостоятельно находить ответы на свои вопросы, узнали много интересного и полезного. Мальчики сразу решили стать все космонавтами. А самое главное они все захотели очистить наше космическое пространство от космического мусора и предлагали много идей (сделать большой пылесос, изобрести самоуничтожающие корабли и станции, сделать так, чтобы все, что в космосе вернулось на землю невредимым).
Всю проектную деятельность мы начинали со среднего возраста, так как организация этой деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников. В средней группе проекты были краткосрочными. Так в блоке «Моя семья» происходила реализация проекта «Наш выходной день». Родители принимали активное участие: составляли мероприятия проведения выходного дня с учетом традиций семьи.
В старшей и подготовительной группе проекты стали носить исследовательский характер. Например, в том же блоке «Моя семья», родители вместе с детьми собирали информация о своих предках, а затем уже составляли генеалогическое дерево.
Для развития нравственно-патриотических чувств у дошкольников в группе создана предметно-пространственная среда с учетом того, чтобы дети самостоятельно могли найти для себя ту информацию, которая им наиболее интересна. Например, в центре «Моя Родина – Россия» подобрали разнообразный материал о нашем городе, крае, столице нашей Родины.
Подобрали: дидактические игры: «Русский национальный костюм», «Военная техника», «Составь русский узор» и др.
Оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края» и др.
Оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
Подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Метод проектов по нравственно-патриотическому воспитанию, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Список литературы:
- Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. — СПб.: ООО Издательство «Детство — ПРЕСС», 2017. — 192 с.
- Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ Л.Е. Никонова. –Минск, 1991.-215с.
- Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.