Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

0
1006

Волобуева Татьяна Юрьевна
Башкатова Ксения Александровна
Алексеева Ольга Петровна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

 

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности.

Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих качеств детей. Решение задач, направленных на развитие творческой личности, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Рекламное сообщение     

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления и творческого воображения внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А. Ковалев, К.К. Платонов, А. М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.М. Дружинин, И.И. Ильясов, И. Панов, И. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.

Творчество-это форма самоутверждения, инициативы и саморазвития. Если творчество – это процесс решения проблемы нестандартных задач, и человек по сути Творец, преобразователь, строитель, оптимальные условия для развития человека условия, которые требуют для решения проблем для светлого будущего, чтобы полностью развитого человека [5, с. 256].

Творческая деятельность развивает чувства детей. При выполнении творческого процесса ребенок испытывает целый ряд положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от достигнутого результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию более высоких умственных функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успех исследований ребенка. Это воображение C, которое участвует в образовательном процессе, поскольку оно составляет 90 процентов от открытия нового.

Формирование творческой личности ребенка особенно эффективно при осуществлении театральной деятельности. Театральная деятельность формирует способность детей к эмоциональному сопереживанию, развивает творческую активность, их исполнительные способности. Театральная деятельность направлена на решение проблем нравственного и эстетического образования.

Занятия в театральной деятельности выполняют ряд функций: когнитивные, образовательные и развивающие. Ваша задача не только подготовиться к выступлениям. Содержание, формы и методы этих занятий должны быть направлены на одновременную реализацию трех основных целей:

  • Развитие речи и навыков театральной и исполнительской деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социальное и эмоциональное развитие детей.

Содержание занятий по театральной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, и т. д., то есть со «знаками», которые играют роль выразительного языка. [5].

Большую роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, который умело руководит этим процессом. Необходимо, чтобы учитель не только читал или рассказывал что-то выразительное, мог смотреть и видеть, слышать и слышать, но и был готов к любой «трансформации», то есть обладал основами актерского мастерства, а также основами режиссерских способностей. Это приводит к увеличению его творческого потенциала и помогает улучшить театральную деятельность детей.

В любом случае нельзя оказывать давление, сравнение, оценку, осуждение. Наоборот, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Учитель должен строго следить за тем, чтобы его актерская активность и рывок не подавляли застенчивого ребенка, не только делали его зрителем. Мы не можем допустить, чтобы дети боялись «выходить на сцену», боялись совершить ошибку.

Занятия по театральной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия по театральной деятельности проходят в двух направления:

1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

В статье Л.В. Цукасова «Театральная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театральной деятельности.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театральная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театральной деятельности [6, с.192].

Для того, чтобы все дети участвовали в работе, рекомендуется использовать различные приемы: выбор детских ролей по своему усмотрению; назначение самых застенчивых, самых застенчивых детей на главные роли; распределение ролей на картах (дети берут учителю каждую карту, на которой схематически изображен персонаж); ролевые игры в парах.

Когда дети не отвечают, им не нужны объяснения, и они идут к действию с характером; когда они встречают детей с характерами работ, чтобы выделить время, чтобы они могли действовать или разговаривать с ними; в заключение, по-разному, чтобы вызвать радость у детей.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческая задача; утверждение проблемы или создание проблемной ситуации; создание творческого поля; переход одной игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды [1].

Таким образом, в театральной деятельности поощряются инициатива, гибкость и независимость мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в рамках театральной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям морального и эстетического воздействия учителей на детей. Театральная деятельность-это переменная система, которая позволяет анализировать и синтезировать способности, эмоциональные переживания, формировать развитие творческой деятельности детей. Театральная деятельность обеспечивает всестороннее воздействие на детей в вербальном и невербальном отношении, эффективно решает проблему морального и эстетического образования, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую активность и корректирует отклонения в различных областях умственной деятельности.

 

Список литературы

  1. Бобкова, Т.И. Художественное развитие детей 6-7 лет / Т.И. Бобкова, В.Б. Красносельская, Н.Н. Прудыус. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 c.
  2. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. – СПб.: Планета Музыки, 2016. – 160 c.
  3. Засорина, Л.Н. Речевое развитие детей 2-8 лет: Методики: Учебно-игровые материалы / Л.Н. Засорина. – СПб.: ИПЦ КАРО, 2013. – 144 c.
  4. Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 256 c.
  5. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c.
  6. Цукасова, Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова, Л.А. Волков. – М.: КД Либроком, 2014. – 192 c.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь