МЫ — БУДУЩЕЕ РОССИИ!

0
1401

Коростелева Оксана Валентиновна
Гольева Светлана Николаевна
Пахомова Анна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа

 

МЫ — БУДУЩЕЕ РОССИИ!

 

России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.

Н. М. Карамзин.

Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны.

материалы в печатный сборник 

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества — это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности совсем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Семья — это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка Большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья.

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы). Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие педагогов с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, – задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.

Многолетний опыт наблюдения за детьми позволяет сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний, и их интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах с детьми можно услышать их суждения о добре и зле, о социальной несправедливости.

Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находят отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни людей разных национальностей. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются яркие события, происходящие в жизни страны. Старшие дошкольники могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны. В период ВОВ дети посылали на фронт свои рисунки, поделки, выступали с концертами перед ранеными. Сейчас все тоже самое дошкольники могут делать для ветеранов, инвалидов.

Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Все начинается с детства…

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Она постепенно оживает в восприятии малыша: первое общее восприятие плавно переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает места родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. А взрослый, будь то педагог или родители, выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Воспитателю следует избегать многословных объяснений, иногда достаточно, использовать удачную реплику или правильно подобранный эпитет. Действенным методом является похвала или поощрение.

Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать с помощью бесед, чтения художественной литературы, но прежде всего путем включения детей в практическую деятельность. Конечно, ребенку нужно рассказать о том, как растят хлеб. Но гораздо полнее он осознает сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам на огороде детского сада.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру.

Конечно, очень сложно охватить все направления патриотического воспитания в ДОУ в одной статье, но хотелось бы, чтобы педагоги помнили, что они первыми знакомят ребенка с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть достойным гражданином своей страны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь