Использование музыкально-театрализованной деятельности как средство развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

0
1069

Ермакова Наталья Анатольевна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»;
Красноружская Наталья Николаевна
музыкальный руководитель,
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»;
Черникова Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий».

 

Использование музыкально-театрализованной деятельности как средство развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

 

В дошкольном детстве у людей закладываются основы нравственности и личностной культуры, принятие общечеловеческих ценностей и норм. Существующая действительность отношений между людьми говорит о том, что наши современники достаточно непросто и жёстко общаются, не всегда могут прийти к единому мнению, не готовы учитывать интересы других людей, подвержены негативному моральному воздействию, произошла переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе. Одной из самых важных задач педагогов является необходимость приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям и нормам, социальному миру. [2, с.3]

Наши наблюдения за детьми дошкольного возраста показали, что нравственные сознание и чувства, поведение дошкольников требуют постоянного развития. Дети имеют мало представления о необходимых положительных личностных качествах, своём отношении и чувствах к семье, родному краю, понимания роли наших предков в историческом прошлом, значении современного поколения в процветании страны, не всегда готовы смиряться с лучшими качествами других, не осознают и не могут принять собственную ценность, им трудно взаимодействовать в коллективе на позиции равенства и товарищества, взаимопомощи. Результаты наблюдений таковы, что у большинства дошкольников не сформированы такие качества, как доброта, милосердие, сострадание, правдивость, верность, заботливость, уважение к взрослым, сверстникам, умение ценить доверие, друзей, взаимоуважение, миротворчество, любовь к Родине, уважение героев Отечества, они не всегда понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В связи с недостаточным опытом и знаниями о нравственных ценностях, способах и средствах взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональном сопереживании, самостоятельности решения проблем, первичном представлении о семье, обществе, обязанностях, традициях семьи, культурных ценностей общества, дети не понимают необходимости соблюдения общепринятых нравственных ценностных норм.

Начинать формирование нравственных ценностей необходимо с детства. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями накопления навыков моделей своих действий, их осознанного понимания, первоначальных моральных установок. Музыкально-театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к нравственным ценностям. В результате воспитания детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности, на базе общепринятых ценностей и норм, ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что осознаёт и считает необходимым именно так себя вести, соблюдать саму норму поведения, как важного личного правила в отношениях между людьми.

материалы в печатный сборник 

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность – одно из средств формирования нравственности дошкольников, фундамента личности.

При постановке педагогических задач педагогам необходимо учитывать понимание эталонов нравственности детьми и общепринятыми ценностями, а также на существующие ценностные нормы в семьях воспитанников, социуме и требованиями, предъявляемыми к нравственному поведению в дошкольном учреждении. В процессе разучивания музыкально-театрализованных игр, подготовки к инсценированию песен, фрагментов сказок, этюдов, необходимо формировать нравственные качества, знания о нравственных ценностях, представления и основы нормативных взаимоотношений в обществе и семье. Ведь именно в процессе взаимодействия педагогов и воспитанников, обсуждения содержания музыки, предложенных ситуаций, дети воспринимают чувства, мотивы поведения людей, их поступки, пробуют себя в данной роли, проживают предлагаемые обстоятельства, происходит экспериментирование, осмысливание, размышление над нравственными и духовными приоритетами, культурой человека. Дети обретают ценностно-смысловую сферу личности, качества характера, направленные созидать и приумножать добро вокруг себя, нравственно совершенствоваться, у них зарождаются нравственные убеждения, желание возрастать духовно, поступать благородно, совершать высоконравственные поступки.

Музыкально-театрализованная деятельность может осуществляться под руководством музыкального руководителя, воспитателей, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, родителей. Данный вид проживания детей в музыкально-театрализованной деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а также наполняет ребёнка пониманием алгоритма своих нравственных поступков по отношению к жизненным ситуациям.

Произведения для инсценирования отбираются по содержанию, музыка используется как классическая, так и народная, современных авторов, высоко художественного смысла и глубоко чувственной мелодической линии.

Тексты перерабатываются и дополняются картинами «нравственных вопросов». Например, постановка по мотивам сказки «Гуси-лебеди», автора текста, преподавателя воскресной школы при Крестовоздвиженском храме в городе Уфа Марии Ларионовой, переработанная и дополненная музыкальным руководителем в соответствии с воспитательными задачами, преподнесла урок и детям, и родителям. В сказке говорится о том, что родители оставили детей в опасности, затем Алёнушка повторила это по отношению к брату. Ваня остался один и попал в беду. В поисках братца девочка, озабоченная своим горем, проявила чёрствость к окружающему: раненому зайчонку, медвежонку, попавшему в сети, вянущим цветам, грубо вела себя. Но добрая сила открыла ей смысл словами: «Кто другим не помогает – тот сам себя бедным да несчастным делает» [5, с.13]. В процессе сказки Алёнушка проанализировала свои поступки, начала понимать ценность добродетелей и исправляться. Музыкальный руководитель, совместно с родителями, преподнесла воспитанникам много открытий на основе данной сказки о чувствах человека, его поступках в соответствии с личными желаниями, эгоизмом и необходимым решением проблемы в соответствии с уважением других, бережном отношении к природе, животному миру, общекультурными нравственными принципами, ценностями и моралью.

Не секрет, что высказанные детьми родителям (законным представителям) свои понимания о нравственности или безнравственности поступков довольно часто вызывает у родителей, в лучшем случае, улыбку, а в худшем – смех. Поэтому огромную роль в становлении нравственных качеств дошкольников, осмыслении их нравственных ценностей, повышении нравственной культуры, оказывает семья, близкое окружение взрослых. В связи с этим необходимо активно укреплять и расширять сотрудничество дошкольного учреждения (ДОУ) и семьи. МБДОУ ДС № 25 «Троицкий» использует маршруты нравственного развития, педагогический потенциал родителей через совместную с семьёй музыкально-театрализованную деятельность. Такая форма взаимодействия способствует формированию нравственных качеств дошкольников в позиции «рядом с семьёй» [3, с. 2], осмыслению нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и родителей, а также обновлению содержания и форм осуществления нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И, как конечной цели, воспитание гуманистически целостной нравственно и духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству. «Воспитание окончено и достигло своей цели», – считал Николай Xристианович Вессель, – «если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность является доступным и действенным средством развития нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Губанова, Н. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии. /

Н. Губанова, – М.: ВАКО, 2011.- 256с.

  1. Омельченко, Е. А. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. / Е. А. Омельченко, А. Ю. Зверкова, Г. С. Чеснокова – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015 г. – 136 с.
  2. Семенака, С.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Научно-методический и

психолого-педагогический журнал «Начальная школа», № 5, 2014 г.

  1. Шевченко, Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.

Методическое пособие/ Л.Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

  1. Ларионова, М. Гуси-лебеди: пасхальная сказка для младших школьников / Мария Ларионова // Задушевные беседы. Электронный журнал N 3:- 2009. – с.13-15.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь