Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Шипова Светлана Петровна
педагог-психолог
МБДОУ «ДС «Звёздочка»
ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе
СКОРО В ШКОЛУ, ИЛИ ПОМОЖЕМ МАШЕ ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы
Цель: развитие познавательной, эмоционально – волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.
Задачи:
– способствовать совершенствованию коммуникативных навыков, развитию интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям;
– продолжать учить работать в паре, сотрудничать со сверстниками;
– закреплять умение оперировать алгоритмами;
– продолжать учить конструктивным способам управления своим телом (снятие психоэмоционального напряжения – расслабление);
– способствовать развитию психических процессов: внимания, логического мышления, речи, мелкой моторики; развивать межполушарное взаимодействие;
– тренировать умение выражать эмоции в мимике;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь герою сказки.
Здоровьесберегающая задача:
– обеспечить психологическую комфортность детей на занятии;
– способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического, эмоционального состояния и двигательной активности детей.
Количество участников: 6-10 человек (группа развития, созданная по итогам диагностического обследования в начале учебного года)
Оборудование и материалы:
демонстрационный:
– кукла (изображение) Маши из мультфильма «Маша и медведь»;
-алгоритм передвижения по игровому полю,
– карточки из нейропсихологической игры «Попробуй, повтори»
-обруч, 2 мягких бревна, 2 конуса,
раздаточный:
– поле по 9 клеток, картинки с изображением Маши (по количеству участников),
– карточки с эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, вина),
– замки, ключи (для деления на пары);
– упражнение «Продолжи ряд» – методический разрезной материал «Что, зачем и почему» (авт. Г.С. Кагарлицкая);
Ход образовательной деятельности:
Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть. Давайте поздороваемся. Сегодня сделаем это так.
- I. Приветствие.
Давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг. Надо повернуться к тому, кто стоит слева, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть, передавая волшебную палочку, которая поможет к нам добраться сказочному герою. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу слева и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до меня, (Выполнение упражнения). Посмотрите, кто это?
Появляется Маша из сказки «Маша и Медведь».
Маша: «Ребята, я скоро, как и вы, пойду в школу. А чтобы меня взяли туда, мне надо выполнить столько сложных заданий! Я боюсь, мне не справиться самой. Помогите мне!»
Психолог: Ребята, поможем? (Ответы)
Маша: «Спасибо вам! Ну, что ж, поехали!»
II. Основная часть.
- Упражнение «Дорога в школу».
Ребята, у каждого из вас на столе игровое поле. В нижнем правом углу надо поставить картинку с Машей. Внимание, вам будет показан алгоритм, т.е. стрелки, указывающие, куда наша Маша должна идти. В результате всех наших передвижений Маша должна будет попасть к школе. За работу. Алгоритм передвижения представлен в виде стрелок: стрелка вправо, вверх, влево, вверх.
В какой клетке мы оказались? (Проверка выполнения). А теперь направление движения и количество клеток буду говорить я. Внимательно слушайте. Одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка влево. Где мы оказались? (проверка). Замечательно.
И ещё одно задание. Нужно пройти до школы, потратив на дорогу два хода. Подумайте и решите, как нужно идти, чтобы до школы было два хода. Все делаем ходы. А теперь слушаю ваши варианты. Верно, одна клетка вверх, и одна клетка вверх.
- «Кинезиологический комплекс».
Маша говорит: «В школе надо будет много писать, рисовать, поэтому надо разминать пальчики. Научите меня выполнять гимнастику для пальчиков».
Психолог: С удовольствием. Ребята, выходите на ковёр, присаживайтесь. Внимание на меня, выполняем упражнения.
«Гребешок». Руки в замок. Пальцы правой руки надавливают на тыльную сторону левой ладони, и пальчики поднимаются, как гребешок. Другой рукой. У всех получается? Ещё раз. Молодцы.
«Лесенка». На ноготь большого пальца левой руки кладём большой палец правой руки. Первая ступенька готова. Следующая ступенька из указательных пальцев. Ещё ступенька из средних, из безымянных, и мизинцев. Вот так.
«Быстрое вращение». Сцепили руки в замок. Не сцеплены только большие пальцы. Начинаем вращение пальцами. Быстрее, ещё быстрее, отдыхаем.
«Колечки». Соединяем большой палей правой руки с мизинцем, теперь – с безымянным пальцем, теперь – со средним, с указательным. Прекрасно, то е самой – с другой рукой. А теперь попробуем вместе.
- Игра «Попробуй, повтори»
А теперь мы можем научить нашу Машу очень интересной игре. Внимание, показываю карточку и произношу:1,2,3, попробуй повтори! И пробуем повторить. Думаю, эта игра нашей Маше поможет в школе хорошо учиться.
- Игра «Повторюшки»
Маша просит нас помочь выполнить ещё одно сложное задание, но для этого вам надо разбиться на пары. Помогут в этом вот такие замочки с ключами. Какой ключ к какому замочку подойдёт, те ребята встают в пару. (выполнение задания)
В стопке лежат карточки с разными эмоциями. У кого был замок, берёт карточку и изображает эту эмоцию на лице, а тот, у кого были ключи –угадывает. Итак, начинаем. А теперь, наоборот. Выбирает карточку тот, у кого были ключи. А друг – угадывает. Замечательно, очень похоже изображаете эмоции на лицах. Думаю, мы справились с этим заданием.
- Игра «Сиамские близнецы»
Маша говорит: «Как хорошо у вас получается работать в паре! Вот ещё задание, которое пригодится в школе. Оно для самых ловких! И делать его можно только в паре. Наша задача – преодолеть препятствия: густые заросли деревьев – под ними надо пролезть, и поваленные брёвна – через них надо перешагнуть. Но проходить мы должны только в паре. Представьте, что вы и ваш партнер – одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом – сначала шаг двумя «сросшимися» ногами, потом одновременный шаг двумя «боковыми» ногами. В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера!
Примечание. В качестве препятствий служит обруч (под ним надо пролезть), мягкие брёвна (через них следует перешагивать), конусы (их обходить).
Хорошо у вас получается, справляетесь. Все препятствия остались на местах, даже не шевельнулись!
- «Продолжи ряд».
И ещё одно задание приготовила нам Маша. За столом вы видите ряды из предметных картинок (последовательность из 5 картинок). Ваша задача: рассмотреть, как они расположены, найти закономерность и продолжить ряд (выполнение, проверка).
III. Релаксация, рефлексия, подведение итогов.
1.Релаксация «Волшебный сон»
Предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза, руки положить вдоль тела, расслабиться и слушать меня (выполнение упражнения на релаксацию под релаксационную музыку)
Психолог: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают …
Ноги тоже отдыхают …
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Дышится легко. Ровно. Глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело, (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. Ровно. Глубоко…
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Все открыть глаза и встать!
- Рефлексия, итоги.
Что вы чувствуете в конце нашей встречи? Изобразите это чувство на лице и покажите всем своим телом. А что было самым трудным для вас? Легко ли было вам работать в паре? Что помогало в работе друг с другом? А что вам больше всего понравилось в нашей встрече?