Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Платонова Наталья Владимировна
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №322»
г. Нижний Новгород
КОСМИЧЕСКИЙ РЕЛАКС
конспект релаксационного занятия для педагогов с целью снятия физического и психоэмоционального напряжения
Цель: снятие физического и психоэмоционального напряжения
Задачи:
- Способствовать полному мышечному расслаблению.
- Развивать навыки психической саморегуляции.
- Обучать произвольному напряжению и расслаблению мышц.
- Снизить негативные эмоциональные реакции.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);
- Видеозапись «Вселенная»;
- Аудиозапись: «Космическая музыка»
- Рамка формата А3;
- Лоскутки ткани разных цветов и различных форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, зигзаг)
- Иллюстрации камней;
- Стикер-модель «Взгляд через розовые очки»;
- Стикеры трех цветов (красный, синий, зеленый)
Подготовительная работа:
- Подготовка лоскутков ткани;
- Подготовка иллюстраций камней;
- Подбор видео и аудиозаписей.
План занятия
1 этап. Организационный
- Игра-приветствие «Есть контакт»
- Упражнение «Космический тоннель»
- Психо-гимнастическое упражнение «Надеть скафандры»
2 этап. Практический
1.Упражнение «Полет»
- Этюд «Разговор через стекло»
- Совместная работа «Космическое лоскутное панно»
- Упражнение «Сбрось лишнее»
3 этап Рефлексивный
- Рефлексия
- Мониторинг
Ход занятия:
1 этап. Организационный (на фоне видеоряда «Вселенная»)
Инструкция: «Здравствуйте коллеги, сегодня у вас есть уникальная возможность отдохнуть, абстрагироваться от всего внешнего и найти гармонию с самим собой. Слушайте свое сердце и ощутите себя во вселенной, ее двери открыты для вас»
Исходное положение построение в две шеренги, лицом друг к другу.
- Игра−приветствие «Есть контакт».
Участники тренинга приветствуют, друг друга произнося «есть контакт» в диапазоне от очень громкого до очень тихого, и наоборот.
- Упражнение «Космический тоннель»
Каждый участник по очереди проходит по «тоннелю», стоящих лицом друг к другу членов команды, с установкой получения положительного заряда с концентрацией на тактильных ощущениях. Окружающие должны прикасаться, гладить, говорить приятные комплименты проходящим, выразить свое отношение к нему.
- С открытыми глазами;
- С закрытыми глазами.
- Психогимнастическое упражнение «Надеть скафандры»
По команде «надеть скафандры» космические путешественники с закрытыми глазами стараются поочередно почувствовать напряжение с поочередным расслаблением мышц:
- стоп, голеней, бедер, ягодиц, спины, ладоней, рук, плеч, шеи, подбородка, губ, щек, глаз, лба;
- ощутить надетый скафандр.
2 этап. Практический.
- Упражнение «Полет»
Ведущий включает аудиозапись «Космическая музыка»
Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Вообразите себя парящей во вселенной. Вы свободны и легки, вам по плечу любые преграды. Вам сверху видны движения планет, сияние далеких звезд. Вы чувствуете себя очень легко и свободно. Силой разума и своего воображения вы оказываетесь в разных местах вселенной. Рассмотрите, что находится вокруг вас. Почувствуйте удовольствие от полета (пауза 10 – 15 секунд) … Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.»
- Этюд «Разговор через стекло»
Инструкция: «Сейчас мы по очереди будем выходить в «открытый космос» и с помощью жестов объясняться с командой»
Команда должна «отзеркалить» увиденное.
- Собираемся в дорогу,
- Обедаем
- Звездное небо,
- Потух свет,
- Млечный путь,
- Космонавт,
- Невесомость,
- Полет.
- Совместная работа «Космическое лоскутное панно»
Инструкция: «Находясь в открытом космосе, вами были найдены элементы «космического материала», ваша задача создать из них «космическое лоскутное панно»
Каждый участник берет кусочек материала, выбирая его по цвету и форме и располагает его в рамке для создания совместного лоскутного панно. Педагог-психолог в диагностических целях отслеживает выбор цвета, отмечая для себя эмоциональное состояние педагога, формы (психогеометрический тест С. Деллингера), и места в коллективной работе каждого лоскутка, задает вопрос о желании изменения места нахождения лоскутов (в центре, с боку, между…)
- Упражнение «Сбрось лишнее»
Инструкция: «Чтобы вернуться назад каждому из вас необходимо избавиться от тяжелых и гнетущих вас «камней»: усталости, обиды, боли, уныния, отчаянья, грусти, тоски, того, что мешает вам почувствовать себя легким и свободным. На каждом изображении камня напишите все, что вам «мешает» и бросьте его в «черную дыру».
- Аутотренинг «Взгляд через розовые очки»
Ведущий включает аудиозапись «Космическая музыка»
Инструкция: «Сядьте в позу «кучера», закройте глаза и расслабьтесь. Сбросив лишнее, каждый из вас почувствовал себя свободнее, легче, радостнее. Посмотрите на мир через розовые очки и скажите себе: «Я самая свободная, я самая легкая, я самая веселая. Я отдохнула. Мне все по плечу. Я живу в гармонии с собой, я люблю себя, свое тело, у меня нет преград для счастья. Мне хорошо»
3 этап. Рефлексивный.
- Подведение итогов, рефлексия.
- Мониторинг отношения педагогов к данному занятию путем выбора цветных стикеров (красный – не пригодится, синий – полезно, зеленый – применю в жизни) и прикрепления их к стикер-модели «Взгляд через розовые очки» (на фото)