Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Баранова Ирина Евгеньевна
воспитатель
ГБОУ Школа № 1793
г. Москва
Я ЖИВУ В РОССИИ
конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Цель:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Программные задачи:
Обучающие:
Углублять и уточнять представления о Родине – России.
Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.
Познакомить детей с историей герба, флага, их значением в прошлом и настоящем России.
Закрепить знания детей о столице нашей Родины, о нашем городе.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории государства.
Развивать смекалку и сообразительность.
Развивать коммуникативные навыки, память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать гражданско – патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символам нашей страны.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа:
Беседы о Родине, чтение произведений русских писателей о Родине, рассматривание иллюстраций книг, карт, флагов, гербов стран; чтение и заучивание стихотворений о символике государства, о Родине, пословиц, поговорок о Родине.
Материал и оборудование: Карта России, изображения Российского герба и флага, игра «Разрезные картинки с видами Москвы».
Ход мероприятия:
– Ребята, сегодня мы поговорим о нашей Родине. А кто скажет, что такое Родина? Правильно, Родина – это место, где человек родился. Как называется наша Родина? (Россия)
— Вот как говорил про Россию Константин Дмитриевич Ушинский:
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»
Воспитатель предлагает детям послушать песню «Широка страна моя родная» (музыка И. О. Дунаевского).
– В словах песни, которую мы с вами прослушали, говорится, что страна наша большая, просторная, необъятная. Посмотрите на карту России, вот какую большую территорию занимает наша Россия. Это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. (Дети рассматривают территорию и границу России на карте).
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она…
На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зеленым, желтым и коричневым цветом. Наша страна очень красива и богата. Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России.
Детям предлагается игра «Разрезные картинки с видами Москвы».
Дети рассматривают получившиеся картинки и слушают стихотворение В Степанова:
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
– Как и у всех стран, у России есть свой флаг. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и поэтому назывались такие флаги – стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трехцветный флаг. Обратить внимание детей на изображение флага. Его еще называют триколор. Каждый цвет имеет свое значение. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет – энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.
– Ребята, у вас у каждого лежат разноцветные полоски. Я предлагаю из полосок сложить наш государственный флаг. (Дети выполняют практическое задание).
– Молодцы, все справились.
– Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны. (Показывает изображение). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую сказку.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей зимой приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И прозвали Егория Победителем.
В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава. (Показ). Это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Итак, подведем итог.
Флаг России, герб России – что это такое?
– Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
Физминутка:
В нашей стране горы – высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)
Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)
Степи широкие (Расставить широко руки)
Леса большие (Показать руками обхват)
А мы – ребята вот такие (Большим пальцем знак «хорошо»)
– А сейчас мы познакомимся еще с одним символом России. Это Гимн.
Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его, стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране. Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях. Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(Звучит Гимн, все слушают стоя).
Присаживайтесь на свои места.
Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой – начинается день; в одной его части идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.
Вы много нового узнали сегодня о нашей Родине и заключение нашей беседы я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:
- Как называется наша страна?
- Кто написал русские народные сказки?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы страны вы знаете?
- Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?
- Как называется торжественная песня страны?
- Что изображено на государственном гербе и что это означает?
- Что на карте изображено голубым/синим цветом?
- Как называются жители Москвы?